Рекорды столичной подземки

В Москве подвели итоги строительства метро: с 2011 года совместно с РЖД в городе открыли 139 новых станций, МЦК, МЦД и 10 электродепо.


© Фото с сайта mos.ru

С 2011 года столичная подземка развивается в прямом смысле рекордными темпами. На Люблинско-Дмитровской линии за этот период построили девять станций. Три из них на участке от «Марьино» до «Зябликово» и шесть — от «Марьиной Рощи» до «Селигерской». По одному новому вестибюлю появилось на станциях «Петровско-Разумовская» и «Марьина Роща».

На Калининско-Солнцевской ветке добавилось сразу 13 станций: пять — на участке от «Делового Центра» до «Раменок», семь — на участке от «Раменок» до «Рассказовки», а на востоке линию продлили до «Новокосино».

Семь новых станций появилось на Сокольнической линии — от «Юго-Западной» до «Коммунарки». Две станции Бутовской ветки соединили Серпухово-Тимирязевскую и Калужско-Рижскую линии на юге. По четыре станции открыли на Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линиях метро, и на новой Некрасовской ветке. Арбатско-Покровскую продлили до «Пятницкого шоссе».

В 2016 году поехало еще одно столичное кольцо — МЦК, на котором сейчас действует 31 станция. В ноябре прошлого года запустили первые два московских диаметра, всего 58 станций. На подходе еще одно новое кольцо — БКЛ. Она обещает стать крупнейшим в мире проектом в области метростроения и самой протяженной кольцевой линией подземки, обогнав пекинскую.

Большая кольцевая линия подземки соединит существующие и проектируемые радиальные ветки на расстоянии 10 километров от действующей Кольцевой, и разгрузит станции в центре города. Всего на новой ветке будет семь участков: северо-западный — от «Делового центра» до «Савеловской», северо-восточный — от «Савеловской» до «Авиамоторной», западный — от «Хорошевской» до «Кунцевской», юго-западный — от «Кунцевской» до «Проспекта Вернадского», южный участок — от «Проспекта Вернадского» до «Каховской», включая реконструкцию действующего участка от «Каширской» до «Каховской», восточный  — от «Каширской» до «Нижегородской». Участок от «Авиамоторной» до «Нижегородской» строится в составе Некрасовской линии.

Как отмечают в столичной мэрии, технические решения, которые закладываются в ходе строительства еще одного кольца, позволят присоединить к нему новые радиусы. В частности, Рублево-Архангельскую линию на станции «Улица Народного Ополчения», Коммунарскую линию — на «Улице Новаторов», и перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».

Первые шесть станций на северо-западном участке БКЛ — от «Делового центра» до «Савеловской» — уже действуют. 25 февраля мэр Москвы Сергей Собянин дал старт проходке сразу двух тоннелей на западе Большой кольцевой линии метро. На запуске строительства десятиметрового перегонного тоннеля между станциями «Мневники» и «Кунцевская» БКЛ градоначальник присутствовал лично. Команду начать проходку двухпутного тоннеля БКЛ от «Кунцевской» в сторону «Давыдково» он дал в то же время — по видеосвязи.

Западный участок БКЛ начали строить в 2018 году. На девяти километрах разместится четыре станции: «Улица Народного Ополчения», «Карамышевская», «Мневники» и «Кунцевская». Для полумиллиона москвичей, живущих в ЗАО, этот участок БКЛ очень важен. Он снизит нагрузку на центральные участки «синей» и «фиолетовой» веток столичной подземки, уменьшит загруженность дорог и улучшит экологию.

Перегонный тоннель между станциями «Карамышевская» и «Улица Народного Ополчения» уже проложили. Между «Хорошевской» и «Улицей Народного Ополчения» готов только правый, к лету планируют закончить и левый тоннель. Перегон между «Карамышевской» и «Мневниками» закончили еще в прошлом году.

Теперь строители приступили к новому этапу. Путь от «Мневников» до «Кунцевской» прокладывает немецкая «Лилия» диаметром 10 метров, которая раньше работала на Некрасовской ветке. Уже к осени текущего года она должна завершить проходку тоннеля протяженностью 2,2 километра. На юго-западном участке БКЛ будет работать тоннелепроходческий комплекс «Надежда». Перегон от «Кунцевской» в сторону «Давыдково» длиной 1,4 километра она должна проложить уже летом 2020 года. Произвели «Надежду» семь лет назад в Германии, и до сих пор она была занята на строительстве Невско-Василеостровской и Фрунзенского-Приморской линий Петербургского метро. «Наши питерские коллеги имеют огромный опыт проходки в самых сложных условиях, и мы очень рады, что теперь они участвуют в строительстве московского метро», — отметил столичный градоначальник.

Отрезок линии от «Хорошевской» до «Карамышевской» завершат в 2020 году. Весь западный участок БКЛ до «Кунцевской» планируют сдать до конца следующего года.

Всего в столице сейчас работает 20 тоннелепроходческих комплексов. Каждый месяц они прокладывают по три километра тоннелей. Тринадцать из них заняты на БКЛ. Еще один тоннелепроходческий комплекс сейчас работает на Люблинско-Дмитровской линии, два — на Калининско-Солнцевской, и четыре — на Коммунарской. Этот год может стать рекордным по объемам строительства новых тоннелей московской подземки, считает Собянин.

Ася Никитина

Идеи о том, как с пользой провести время в изоляции, а также фото и видео из охваченных эпидемией коронавируса городов присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru