Posted 7 марта 2020,, 21:01

Published 7 марта 2020,, 21:01

Modified 30 марта, 14:46

Updated 30 марта, 14:46

Слабый пол поставят на место?

7 марта 2020, 21:01
Россияне все меньше хотят видеть женщин в политике, при этом идея заставить их выходить на пенсию одновременно с мужчинами весьма популярна.

Международный женский день в этом году не только приходится на Великий пост (как и в большую часть лет), но и наступает в атмосфере, не благоприятствующей феминизму — на фоне явно ощущающегося «консервативного уклона».

В преддверии 8 Марта ВЦИОМ опубликовал результаты массового опроса, касающегося отношения к женщинам-политикам в российском обществе. Как явствует из этих цифр, за последние четыре года, с предыдущего опроса 2016-го, настроения сдвинулись в консервативном направлении (а оно и было не таким уж прогрессивным).

Доля россиян, желающих видеть женщину на посту президента, сократилась с 32% до 21%, премьер-министра — с 55% до 31%, министра обороны или генерального прокурора — с 12% до 11% (это наименее приемлемо в глазах общества). Также сократилась, но уже с 89% до 69%, доля тех, кто готов доверить женщине должность министра здравоохранения или образования.

Сами социологи ВЦИОМ называют три предполагаемых причины консервативного уклона в «женском вопросе». Первая — «дефицит новых лиц». Причем из фиксированного перечня «известных российских женщин» наиболее «подходящими» для политики признаны спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и следующая за ней с большим отрывом пресс-секретарь МИД Мария Захарова. Носам список невелик и составлен довольно субъективно, в нем не было, например, Натальи Поклонской — фигуры, все-таки довольно новой, хотя и консервативной.

В качестве двух других причин, названы «популяризация традиционных ценностей» и «запрос на сильную руку».

В виде курьеза: также в канун 8 Марта, Superjob опубликовал результаты своего опроса, из коего следует, что 41% российских мужчин не считают женщин достойными права выхода на пенсию на пять лет раньше них. Не так просто сказать, куда отнести это направление мужской мысли. «Консерваторами» мужчин, желающих заставить женщину повкалывать подольше на производстве, вряд ли назовешь. Считать ли этот настрой «антифеминистическим»? Тоже не вполне ясно: феминистки-то вроде как за равенство. Скорее — это «жлобский» уклон, не делающий сильному полу чести.

Многие эксперты, опрошенные «Росбалтом», подтверждают определенный консервативный тренд.

«В обществе нарастают архаические, патриархальные настроения, — отметил член совета Конфедерации труда России, бывший замминистра труда РФ Павел Кудюкин. — Причем, они идут от лидеров общественного мнения. Не столько государственных деятелей - ведь у нас есть и женщины вице-премьеры, и третье лицо в государстве, Матвиенко. Но, например, от ряда представителей РПЦ, а это довольно авторитетная организация, идут совершенно заскорузлые высказывания».

Общество, по признанию эксперта, «погружается в патриархальщину». По мнению Кудюкина, достаточно сильный и общий консервативный настрой связан, в том числе, со «страхом перед переменами и разочарованием в не слишком, мягко говоря, удавшейся модернизации 1990-х годов».

Хотя в современном законодательстве «сделаны некоторые подвижки в законодательстве к выравниванию положения лиц с семейными обязанностями», реализация их «идет с большим скрипом, упирается в общественные настроения». «Да и уходить в отпуск по уходу за ребенком с более высокой мужской зарплаты неэкономично», — добавил Кудюкин.

«Даже характер поздравлений с праздником 8 Марта у нас перетолковали в совершенно сексистском духе, — отметил Павел Кудюкин, имея ввиду, что женщин поздравляют как слабый и прекрасный пол. — И это господствующее настроение среди мужчин. Даже в лево-ориентированных организациях».

«Общество движется в обратную сторону, — подтверждает программный директор АНО „Центр социальных трудовых прав“ Юлия Островская. — Откат фиксируют разные исследования». Например, по данным Всемирного экономического форума, каждый год Россия опускается в рейтинге гендерного равенства: если в прошлом году мы были на 75-м месте из 149 стран, то есть — ровно в серединке, то в этом году мы уже на 81-м месте.

Исследование Международной организации труда свидетельствует, что в России один из самых больших разрывов в зарплатах мужчин и женщин: в районе 30%, а в среднем в мире — лишь около 20%. Неравенство в доходах обусловлено как прямой дискриминацией — неравной платой за равный труд, так и трудной доступностью высокооплачиваемых работ для женщин.

«И никаких изменений, которые бы способствовали гендерному равенству и преодолению стереотипов роли женщины, у нас не происходит», — подчеркнула Островская, отмечая, что государство провозглашает заботу о женщине в связи с ее семейной и репродуктивной функцией.

Есть и несколько более оптимистичные точки зрения, хотя все равно схожие.

«С цифрами ВЦИОМа нужно обращаться очень аккуратно, — заметила ответственный секретарь по гендерному равенству Конфедерации труда России Ирина Горшкова, отметив, что в публикации отсутствуют данные о характере опроса и о проценте отказавшихся отвечать. — Что касается Superjob, то, может быть, у них и большие объемы, но все равно, это не репрезентативные исследования. Так что я не очень травмируюсь этими цифрами».

При этом Горшкова тоже отметила, что в обществе «идет усиленная пропаганда архаики». Касаясь пенсионного вопроса, эксперт горько упрекнула российских мужчин, которые действительно во множестве «не видят и не ценят» гигантского домашнего труда своих жен. Между тем, по словам эксперта, даже советские (причем — сталинские, 1930-х годов) деятели, устанавливавшие пенсионный возраст в 60 и 55 лет, исходили из того, что женщина сильно перерабатывает и утомляется дома.

«Сначала у нас вообще хотели пенсионный возраст для женщин поднять на восемь лет, — напомнила Ирина Горшкова, касаясь нынешней пенсионной реформы. — Мы писали обоснование, почему этого нельзя делать».

«Я вижу разнонаправленные тенденции, и обе достаточно сильные, — отметила старший научный сотрудник Института социологии РАН Ольга Мирясова. — Одна — консервативная, другая — наоборот, в сторону модернизации. И сказать, что у нас какое-то уж очень активное движение в сторону консерватизма, я все же не могу. Пропагандистские инструменты, которые работают в эту сторону, не могут составить конкуренцию объективным модернизационным процессам».

«Дискурс защиты материнства и семьи в последнее время преобладает. Государство позиционирует, что семья — это очень важно, но при этом оно делает попытки решить проблему пособий и детсадов, — рассказала Мирясова. —

При этом доставшиеся нам в наследство советские установки на то, что женщина должна получать образование и работу, сохраняются. И не как идеологический концепт, а как реальная жизненная необходимость».

Леонид Смирнов