Posted 24 марта 2020,, 16:39

Published 24 марта 2020,, 16:39

Modified 1 февраля, 01:13

Updated 1 февраля, 01:13

Коронавирус по России развезут «вахтовики»?

24 марта 2020, 16:39
На Москву — в плане трудовых поездок — «завязана» большая половина европейской части РФ, считает геодемограф Никита Мкртчян.

Города-миллионники, в число которых входят Москва и Санкт-Петербург, лидирующие по числу выявленных зараженных Сovid-19, традиционно являются центрами притяжения для огромного количества россиян. В частности — из-за сосредоточения рабочих мест. Чаще всего люди, не имея возможности купить квартиру в крупном городе, вынуждены ездить туда на работу и возвращаться домой. Кто ежедневно, кто — раз в неделю или месяц. Учитывая тот факт, что, по оценке мэра Москвы Сергея Собянина, высказанной президенту России Владимиру Путину, власти в настоящее время не располагают точными данными о реальном уровне распространения коронавируса в российских регионах, понимание географических миграционных схем становится особенно важным. Прояснить ситуацию «Росбалт» попросил доцента Высшей школы экономики, ведущего научного сотрудника Института демографии ВШЭ Никиту Мкртчяна.

— Никита Владимирович, куда чаще всего едут в Москву на работу, особенно вахтовым методом?

— Ну, ответ звучит довольно просто: на Москву — в плане трудовых поездок — «завязана» большая половина европейской части РФ. Прежде всего — регионы Центральной России. И чем ближе к Москве, тем более интенсивный идет «обмен» людьми. На Юг и Восток, «зона влияния» Москвы тянется вплоть до Украины, Кавказа и Предуралья. Из-за Урала уже мало кто в Москву ездит. Далеко, не наездишься.

— На какие сроки приезжают люди на работу?

— Вахтовым методом — от недели и более. Наиболее популярны сроки, например, 2-3 недели, потом неделю дома, или месяц, потом две недели дома. Здесь все логично и рационально. Все очень зависит от цены билета и времени в пути. На более короткие расстояния путешествуют чаще. Те, кому до столицы добираться пять часов или одну ночь, могут ездить и с недельным ритмом. Чем дальше от Москвы — если это, например, Приволжье или Юг России — тем на более долгий срок приезжают. Переезд-то дорог.

— Каковы объемы такой миграции?

Порядка 600-700 тысяч человек ездят в Москву вахтовым методом. И еще больший поток — маятниковые ежедневные поездки. Это огромный поток с территории Московской и близлежащих областей, на электричках, автобусах и своих машинах. Оценки доходят до полутора миллионов. Кстати, в обратных направлениях тоже ездят, хотя и гораздо меньше: порядка 300 тысяч человек. Здесь многие оценки делались еще до «Новой Москвы», так что теперь часть этих людей надо считать уже москвичами.

— Кем, в основном, работают «вахтовики» в столице?

— Прежде всего — стройка, торговля (ритейл), охрана. Причем, в охране — если иметь ввиду наиболее распространенную охрану, простые ЧОПы без боевого оружия — платят меньше всего. Соответственно, и ездят на такую работу из самых ближних мест. Большей частью из Подмосковья и соседних областей. Это самая неквалифицированная миграция — школьные охранники, парковщики. Если говорить об обратном потоке, меньшего размера, то в Подмосковье тоже куча торговых центров, да и кое-какие офисы «перетаскивают» при дешевой аренде.

— А где вахтовики живут?

— Варианты размещения разные. Есть общежития, у строителей — стройгородки, бытовки. А так, люди снимают жилье «покоечно»: в одной комнате два-три человека, братья или друзья. Женщины так же снимают. В одну квартиру могут заехать пятеро-шестеро, уже не родственники. Экономят: нужно, чтобы это не било по карману при небольших заработках.

— Наверное, в самых дешевых спальных районах?

— Не обязательно. У наших коллег было, например, исследование мигрантов из Средней Азии — и оно не выявило, что снимают только в спальных районах. Живут везде: главное, чтобы рядом с работой. Стройки есть и в центре, и там же есть такие квартиры в старых домах. Чтобы не ездить в транспорте, лучше дополнительно одну-две тысячи заплатить за эту койку или еще «ужаться» потеснее.

— Чем, кстати, отличается вахтовая миграция из российских регионов от миграции из ближнего зарубежья?

С Украиной — различия, в общем-то, невелики, с той разницей, что им еще сложнее ездить. Оттуда и добираться дольше: можно и сутки потратить на поезде с Западной Украины — а с нее сюда по-прежнему ездят. Украинцы реже бывают дома. Теперь, в связи с коронавирусом, еще кучу поездов поотменяли.

А приезжие из Средней Азии могут и по году здесь жить: туда лететь, это большие деньги. Они лучше деньги пошлют семье. По части занятости — это чаще всего строители и работники ЖКХ, продавцы.

— Что можно сказать о внутренней трудовой миграции, которая минует Москву?

— Северо-Запад «завязан» на Санкт-Петербург: это Ленинградская, Новгородская, Псковская и Архангельская области, Карелия, а также «другой край» Тверской области, за Вышним Волочком.

К востоку от Волги: Башкортостан, Пермский край, Оренбургская область больше завязаны на Тюменские севера, нефтедобычу. Ну, и все, что восточнее — юг Урала и Западной Сибири. Из Алтайского края ездят в те же ХМАО и ЯНАО, из Иркутской области — в Якутию. Об этом говорят и данные переписи, и исследования рабочей силы.

Беседовал Леонид Смирнов

О том, какие экстренные меры по борьбе с коронавирусом необходимы в России и как власти могут поддержать народ в кризис, в подкасте «Росбалта» рассуждает публицист Алексей Лушников.