Posted 27 марта 2020,, 20:55

Published 27 марта 2020,, 20:55

Modified 1 февраля, 01:14

Updated 1 февраля, 01:14

Коронавирус может убить печать

27 марта 2020, 20:55
Пандемия поставила на грань выживания рынок газет, журналов и даже книг. По оценкам экспертов, в этой индустрии трудится свыше 1,5 млн человек.

«Бумажный носитель» в XXI веке был постепенно, но неуклонно тесним интернетом. Теперь, когда ко всем бедам печатных изданий добавился коронавирус, ситуация выглядит угрожающей. И для печатного формата, и для людей, связанных с этой отраслью.

«Борьба с коронавирусом в мире носит разный характер, и это имеет прямое отношение к печатной продукции и прессе. В одних странах уже принято решение о запрете печатной прессы, но в других — наоборот: о поддержке печатных СМИ и киосков прессы, чтобы они предоставляли населению возможность пользоваться информацией из достоверных источников. В Италии — они разрешены и поддерживаются, несмотря на тяжелейшее положение с вирусом», — отметил в беседе с «Росбалтом» вице-президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) по распространению печатной продукции Александр Оськин.

Александр Оськин согласен с тем, что газеты и журналы продолжат «модифицироваться и сокращаться в количестве». Но все же определенное будущее у них есть. «В той же Германии очень популярными делаются журналы регионального характера, — рассказал Оськин. — Один на одну землю выходит иллюстрированный глянцевый журнал».

«Очень опасной» назвал складывающуюся ситуацию председатель Союза журналистов Москвы, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. «Я последние 3-4 дня занимаюсь этой проблемой, — рассказал он корреспонденту „Росбалта“. — Большие супермаркеты и торговые центры, газетные киоски и почта начинают свертывать свою деятельность, люди приходят меньше, и это создает очень сильное негативное отношение к тому, что печатная продукция не попадает к потребителю».

Очень многие печатные издания, особенно деловые, экономические, бизнес-издания, как напомнил Гусев, в последние годы широко распространялись в ресторанах и кафе. И сегодня закрытие большинства из них или отток публики от этих кафе практически лишает их своего читателя. То же можно сказать и о газетных стендах в торговых центрах.

«Мы в СЖМ занимаемся этой проблемой дистрибуции, проводим дискуссии, и подготовили соответствующие бумаги в правительство РФ и Москвы, о том, как будет существовать в этих условиях печатная пресса, — рассказал Гусев. — Я должен точно сказать, что абсолютное большинство руководителей, и в Администрации президента, и во властных структурах, не хотят, чтобы печатная пресса пострадала. Как технически это сделать, сейчас решается».

Непросто приходится и газетным киоскам. «У киосков очень сложная ситуация, не только сейчас, — отметил Павел Гусев. — Очень многие властные структуры, особенно в городах, регионах, областях, сделали все, чтобы создать неприемлемые условия их существования. К сожалению, при всей нашей активной деятельности по их сохранению, не все получалось. По состоянию на прошлый год 60% киосков в стране было закрыто».

«Я пытаюсь постоянно говорить всем, начиная с высшего руководства страны до самых обычных чиновников: при развитии электронных СМИ и социальных сетей, вы у нас находите поддержку — пусть даже и критическую, но законодательную, — подчеркнул главный редактор „МК“. — Мы работаем все в рамках закона о СМИ. А соцсети находятся в ситуации, когда можно говорить все, что угодно, матом, за деньги, никто это не считает и не контролирует».

И Александр Оськин, и Павел Гусев сообщили, что выступают, кроме налоговых льгот (уж поступления-то с киосков копеечные), за право газетных киосков торговать и другими товарами, если это позволит им выжить.

«На сегодняшний день киоски нуждаются в том, чтобы на них были распространены льготы по продаже сопутствующих товаров, — отметил Гусев. — Тогда они смогут наряду с печатной продукцией продавать хотя бы безалкогольные напитки, зубную пасту, жевательную резинку и т. д. Не везде это разрешено».

По мнению Оськина, в нынешних обстоятельствах газетные киоски могли бы и сигареты продавать. «Киоск прессы обслуживает человека на свежем воздухе в индивидуальном порядке, — напомнил эксперт. — А в супермаркете за теми же продуктами и сигаретами он попадает в общение с людьми. Это хуже в такой ситуации. Зачем человеку курящему идти в супермаркет за пачкой сигарет? Давайте продолжим бороться с курением через год! В Италии в киосках прессы продают сигареты даже поштучно! В Минске там продают пиво, как это ни покажется нам странным».

С точки зрения суховатой науки экономики, положение газет и журналов весьма неважнецкое. «Многие считают, что это уже отживающий жанр, — заметил корреспонденту „Росбалта“ экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев. — Некоторые радикалы считают, что и книги бумажные — это уже прошлый век, который не имеет будущего. Что касается книг, у меня есть сомнения. Но вот этот карантин и изоляция по многим печатным СМИ нанесут удар и, может быть, последний.

Мы не знаем, какой будет пауза, но, если она будет измеряться месяцами и годами, не исключаю, что многие издания от бумажной версии откажутся».

Как напомнил экономист, бумажные версии и так уже убыточны для многих СМИ: расходы на транспорт и логистику растут, а оформлять дорогую подписку желающих мало.

«И сама скорость доступа к информации, — подчеркнул эксперт — Если мы говорим о каких-то аналитических журналах, которые раз в месяц выходят, то это одна история. А если мы говорим о ежедневных газетах, то, конечно, интернет скорость доставки повышает в разы. Так что для многих это будет последний гвоздь».

При этом Андрей Нечаев выразил сомнения в том, что государство сейчас станет серьезно поддерживать печатные СМИ, тем более оппозиционные. И все-же тем, кто имеет отношение к государственной пропаганде, по его мнению, вероятно, какая-то помощь перепадет.

Леонид Смирнов

О том, насколько адекватны меры, предложенные президентом для поддержки россиян, и какие шаги могут оказаться опрометчивыми, в подкасте «Росбалта» рассказал доктор экономических наук Игорь Николаев.