Как пандемия отразилась на московской стройке

Как пандемия отразилась на московской стройке


© Фото Дениса Гришкина, mos.ru

В этом году в Москве  планировали построить не меньше 62 километров новых дорог, 19 мостов, эстакад и путепроводов, 9 станций метро, почти 70 жилых домов, в основном, по реновации, больницы, школы. На все это город заложил средства в рамках адресной инвестиционной программы. Однако временная остановка строек в период пандемии грозила нарушить планы.

Однако сейчас строители работают в круглосуточном режиме, и по всем показателям город движется вперед, отметил глава профильного ведомства Рафик Загрутдинов.

«Строительный маховик раскручен. Ограничений по финансированию нет, контракты заключены», — подчеркнул чиновник. И пока, по его словам, никаких предпосылок к пересмотру Адресной инвестиционной программы нет.

«Коллеги из экономического блока, наверное, сделают прогнозы. Окончательно ясно будет ближе к осени. Но мы с вами не первый кризис переживаем в России», — заметил глава ведомства.

Сейчас, по словам Загрутдинова, стройки работают почти круглосуточно, поскольку некоторые технологические процессы нельзя останавливать даже ночью. Только на тех объектах, где заказчиком выступает непосредственно департамент строительства, трудится больше 70 тысяч строителей, тогда как в начале года их было 60-65 тысяч. «Даже в пик пандемии, когда по указу мэра приостанавливали стройки, 25 тысяч человек продолжали работать на тех участках, где процессы физически нельзя было остановить», — отметил чиновник.

Отдельной задачей было собрать людей и возобновить строительство после снятия ограничений, поскольку многие в этой отрасли работают «вахтовым методом». Мобилизовать строителей, по словам главы ведомства, удалось в течение недели.

В результате, из запланированных на год 62 километров дорог в эксплуатацию ввели уже 40, и в целом по всем объектам Москва идет с опережением графика, подчеркнул Загрутдинов.

В первом полугодии закончили участок проспекта Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до Минской улицы. Это большая трасса, которая дальше пойдет от Минской улицы до ТТК. Последний отрезок планируют сдать до конца года. По сути, в городе появится бессветофорная вылетная магистраль от МКАДа до ТТК, которая разгрузит и Кутузовский проспект, и кольцевые дороги.

Открыли новый путепровод через МЦК, который соединил улицу Пруд Ключики с Фрезерной, сократив перепробеги автомобилей в 10 раз. Раньше два района были разорваны железной дорогой, а теперь из одного в другой можно доехать за пять минут, отметил чиновник.

Ввели новый пешеходный переход через железную дорогу в районе Марфино — самый длинный в Москве. Поскольку до сих пор там не было цивилизованного перехода, люди постоянно перебегали через пути, было много смертей. Теперь проблема решена. При этом, строили его без перекрытия движения по Октябрьской железной дороге, что существенно усложняло работу.  До конца года таких переходов построят еще 13.

До конца года в столице планируют сдать дублер Калужского шоссе, который обеспечит прямую связку между Коммунаркой и МКАДом. Еще три станции столичной подземки: «Электрозаводская», «Улица Народного ополчения» и «Карамышевская» — на Большой кольцевой линии. «Сейчас в Москве одновременно работают 17 тоннелепроходческих комплексов. Что касается БКЛ, в этом году основные работы по прокладке тоннелей будут выполнены», — заверил чиновник.

Так, например, уже практически построена станция «Электрозаводская», о чем объявил в ходе осмотра строительных работ на Большой кольцевой линии мэр столицы Сергей Собянин. «Северо-восточный участок — 14 километров, из которых 6 километров практически уже построено, запущено. „Электрозаводская“ станция очень важная — будущий транспортно-пересадочный узел между Арбатско-Покровской линией метро, третьим диаметром МЦД. И очень важная для местных жителей. Станцию, надеюсь, мы до конца года сдадим и в следующем году обеспечим примыкание к Арбатско-Покровской линии одноименной станции», — подчеркну мэр.

Параллельно с дорогами и подземкой большую работу город ведет по программе реновации. Сейчас в активной фазе находится 170 домов, и больше ста проектируют. Всего до конца года планировали сдать 66 новостроек. Шесть из них уже готовы. Но если в отношении дорог и метро стройки не останавливались даже в период ограничений, то в программе реновации произошел вынужденный перерыв. «Сегодня у нас огромный объем работы. Нужно наверстывать упущенное, увеличивать количество людей. Пока ограничения в других субъектах еще есть, на границе тоже. Но мы видим, что по поставленной перед нами задаче ввода жилых домов мы в графике», — отметил Загрутдинов.

Дома по реновации — практически бизнес-класс. Улучшенная отделка мест общего пользования, квартир, благоустройство. «В этом году мы вводим порядка 700 000, на следующий год не менее 1 млн, на пике мы дойдем до 3 млн квадратных метров. Это означает, что в Москве должен появиться огромный объем отделочников, которые должны иметь соответствующую квалификацию. Для этого мы сейчас проводим организационные мероприятия с нашими контрагентами, чтобы они рассчитывали на тот объем работ и готовили кадры», — подчеркнул чиновник.

Акцент в своей адресной инвестиционной программе столица сделала именно на транспортную инфраструктуру и современное жилье. Но не меньше внимание московская мэрия уделяет образованию и здравоохранению, спорту и культуре. В том числе в нее включили и работы в Московском зоопарке. «Мы определялись с технологией. Нужно было посоветоваться и с москвичами. На сегодняшний день у нас есть полное понимание. Определили подрядчика. Планируем к осени 2021 года работу завершить. Введем его в следующем году. В столице планируют провести 76-ю ежегодную конференцию Всемирной ассоциации зоопарков и аквариумов. К этому мероприятию мы работы планируем закончить», — заверил глава ведомства.

Ася Никитина