Posted 21 сентября 2020,, 15:00

Published 21 сентября 2020,, 15:00

Modified 1 февраля, 02:33

Updated 1 февраля, 02:33

Почему россияне не дождутся дешевых квартир

21 сентября 2020, 15:00
Еще весной эксперты обещали, что на фоне коронакризиса жилье подешевеет, но этого не произошло, и недвижимость, кажется, только дорожает.

Пандемия коронавирусной инфекции заметно сказалась на доходах россиян. Спрос на крупные покупки, в том числе на недвижимость, упал. Однако цены почему-то за спросом не пошли. Напротив, в некоторых сегментах стоимость жилья даже выросла. Почему так произошло, и чего нам ждать до нового года, «Росбалт» спросил у экспертов.

Кандидат экономических наук, замдиректора Института экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная:

«Цены на недвижимость действительно не снижаются, а в некоторых сегментах даже растут. Причин этому несколько. Во-первых, и застройщики, и продавцы недвижимости частично заморозили предложение. Им важно получить свою маржинальность с учетом тех издержек, которые были осуществлены при строительстве объектов недвижимости, которые им необходимо реализовать сейчас. Понимая, что в целом платежеспособный спрос и экономическая активность снизились, они заняли стратегию выжидания. Широко выставляют на продажу объекты те, кого поджимает возврат кредитов банкам и другие трудности.

Во-вторых, Центробанк снизил ставку рефинансирования, что, в свою очередь, положительно повлияло на ипотечные ставки и позволило оживить спрос на недвижимость. Но в нашей стране, к сожалению, это всегда имеет эффект повышения цен.

В-третьих, в связи с ограничением перемещения возник всплеск интереса к российской недвижимости. Спросом стали пользоваться юг России, загородная недвижимость. При этом, наметился определенный отказ от недвижимости зарубежной. Сэкономленные деньги на отпусках и поездках становятся дополнительным вложением в ипотеку.

Волатильность российской валюты, рост цен на строительные материалы и затраты на рабочую силу в условиях ограничений по перемещению в ближайшей перспективе сулят застройщикам очередной рост издержек. Это также заставляет их поднимать цены на нынешние объекты.

При любом кризисе есть люди, которые стараются извлечь из возникших проблем максимальную выгоду. К примеру, перенастраивают производство под возникший ажиотажный спрос на дезинфекторы, маски, антисептики, респираторы, защитные костюмы, медицинское оборудование и их компоненты. Параллельно идет вливание государственных денег в социальные проекты, часть из которых также уходит в бизнес. В результате мы видим всплеск интереса к дорогой премиальной недвижимости, который отражается в ценах.

Что будет к новому году, прогнозировать сложно. Все будет зависеть от распространения коронавируса и последующего восстановления экономики. Надо отметить, что новации правительства в части поддержки бизнеса и предпринимательства, в том числе в виде налоговых стимулов и вливания финансовых ресурсов дают положительный эффект. Мы видим постепенное восстановление, хоть и не такое активное, как хотелось бы, уже с июня».

Генеральный директор РАСК Николая Алексеенко:

«У нас в стране уже достаточно продолжительное время наблюдается два отдельных вида трендов на рынке недвижимости: новостроек и вторичного жилья. Основополагающие триггеры и факторы, влияющие на динамику этих сегментов, во многом разные. Так, к примеру, запуск программы льготной ипотеки серьезно подстегнул первичный рынок по продажам, а на фоне ограниченного предложения это уже сейчас привело к росту цен, вплоть до 15%. В свою очередь, программа не распространялась на вторичный рынок, который исторически конкурирует с новостройкам за покупателей. Потому единственной стратегией для продавцов вторичного жилья было предложение конкурентной цены, которая бы смогла «перебить» привлекательность ипотечной ставки 6-6,5% первичного жилья. Напомним, что сейчас ставка ипотеки на вторичку составляет около 8,5-8,9%, это довольно существенная разница со ставкой на новостройки.

Понятно, что к снижению цен готовы далеко не все продавцы, потому пока можно отметить, что вторичный рынок во многом пережидает, следовательно, цены в большинстве случаев меняются в рамках погрешности. В данном случае рыночным способом несколько сократилось предложение, что отчасти удерживает цены.

Касательно прогнозов нужно быть осторожными — сейчас слишком много неопределенных факторов: будут ли продлевать льготную программу, будут ли введены различные ограничения в связи с эпидемиологической ситуацией и так далее. В целом, если исходить из того, что продления не будет, а вторая волна коронавируса нас не настигнет, то к концу года вслед за новостройками начнет постепенно дорожать и вторичное жилье, причем на фоне роста предложения в этом сегменте. Нужно понимать, что при равных рыночных условиях, люди все же предпочитают брать жилье на вторичном рынке. Резюмируя, в этом году мы не ожидаем снижения цен ни по одному из сегментов».

Руководитель проектов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Юлия Рышкина:

«Цены вверх пошли в основном на новостройки. В ТиНАО рост совершенно удивительный — 6-8% начиная с мая. В старых границах столицы — 4-5%. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, сейчас на рынок вышли одновременно три группы спроса: текущий, прошлый и будущий. Люди, которые не могли купить квартиру во время карантина, реализуют отложенный спрос сейчас. Вместе с этим к текущему спросу добавился будущий спрос, который подстегивает льготная ипотека. Она заканчивается 1 ноября. Сейчас идут разговоры о том, чтобы ее продлить, но решение пока не принято. Так или иначе, люди, которые думали купить квартиру когда-то потом, решили поторопиться и поднажать, пока дешевая ипотека. Можно ожидать, что после того, как этот спрос будет реализован, начнется снижение.

В сущности говоря, льготная ипотека задумывалась в двух целях: поддержать продажи новостроек и дать возможность людям со скромными доходами купить жилье. В результате, низкие ставки по ипотеке спровоцировали рост цен на новостройки и нивелировали выгоду для покупателей. В итоге помогли только застройщикам.

Льготная ипотека — нерыночный инструмент, который вводит экспертов в замешательство: цены растут тогда, когда расти не должны. В конечном счете, поддержка государства вредит и застройщикам. Вместо того, чтобы планировать, основываясь на каких-то рыночных реалиях, они пытаются сорвать куш, пока помогает государство. Что они будут делать дальше, когда льготная ипотека закончится, и они столкнутся с реальным падением спроса на фоне снижения доходов населения? Все рыночные предпосылки говорят о том, что спрос должен снижаться. Все понимают, что его лихорадочное поддержание — временное.

Перед окончанием программы цены еще немного подрастут. Дальше все будет зависеть от того, продлят ее или нет. Но даже если программу отменят, вряд ли ставки резко взлетят. Это на какое-то время продлит остаточный спрос. Вопрос в том, что даже без учета льготной ипотеки ключевую ставку в принципе сейчас держат на исторически низком уровне. Насколько это экономически обосновано и адекватно, сказать сложно. По сути дешевыми кредитами государство пытается спровоцировать спрос на все. Явно, что при таком снижении доходов населения когда-то это должно закончится, и спрос должен пойти вниз».

Анна Семенец