Posted 10 октября 2020,, 16:15

Published 10 октября 2020,, 16:15

Modified 1 февраля, 02:44

Updated 1 февраля, 02:44

Главная опасность «удаленки» для школьников

10 октября 2020, 16:15
Невнимательность — одна из основных проблем, с которой сталкиваются дети на дистанционном обучении, но это поправимо, считает психолог Виктория Юркевич.

Первая волна пандемии и связанные с ней ограничения стали для всех сюрпризом, а школьная «удаленка» — внезапной и вынужденной мерой, с которой каждый учился справляться на полном ходу. Количество зараженных коронавирусной инфекцией снова растет: 9 октября в России зафиксировали максимальную суточную заболеваемость за все время с начала пандемии — 12,1 тысяч человек. Школьников уже отправили на удлиненные каникулы, но всеобщую дистанционку пока не объявили. Тем лучше. На этот раз у родителей и детей по крайней мере есть время подготовиться к такому формату как следует. На что обратить внимание, рассказала «Росбалту» профессор МГППУ Виктория Юркевич.

— Как организовать учебу детей на «удаленке»: рабочее место, режим, отдых?

— Как можно ближе к тому режиму, к тому рабочему месту и времени отдыха, который у ребенка сложился до «удаленки». Чем меньше различий — тем лучше. В учении, как и в работе, важна привычка. Какие хорошие привычки в смысле режима удалось организовать, пусть те и воспроизводятся. А если полезных привычек нет, самое время их создавать.

— Какова роль родителей в дистанционном обучении?

Понятно, что их роль заметно выросла. У многих детей, в зависимости от возраста, в особенности у младшеклассников и подростков, плохо развита саморегуляция. Им нужно, чтобы взрослый ими в той или иной мере руководил. И, к сожалению, в дистанционном режиме многие родители переходят к прямому командованию. Ничего хорошего в этом нет. Надо стремиться к тому, чтобы роль родителей была не больше, а меньше. Ребенка нужно научить управлять своим поведением самостоятельно.

Конечно, такие вещи, как саморегуляция, хорошо бы начинать развивать лет с двух. Если вы воспитали ребенка, который сам заправляет кровать после сна и бежит умываться, чистить зубки и готовиться к рабочему дню, проблем с «удаленкой» будет намного меньше. Но так бывает довольно редко.

— Что для детей может быть самым сложным в дистанционном обучении, и как им помочь?

— С дистанционкой есть две очевидных проблемы, из-за которых результаты заметно хуже, чем при очном обучении. Проблема первая — дефицит живого общения. Но здесь понятно, почему и как. Вторая проблема — плохое внимание, которое становится еще хуже в дистанционном обучении. Во всем мире дети страдают от некоторых недостатков внимания, при этом часто сами родители не слишком внимательны, потому плохо умеют с этим работать со своими детьми.

— Вы имеете в виду, что ребенок не может сосредоточиться на деле?

— Есть два основных вида внимания. Первое — непроизвольное внимание, когда ребенку хочется делать то, что он делает. Вот когда он смотрит мультик, с вниманием у него полный порядок. Ему не нужно прилагать каких-то специальных усилий. Но есть другое внимание — «произвольное», когда ребенку не очень нравится то, чем он занимается, и нужно произвольно, то есть, волевым усилием, держать внимание. Вот с этим у значительной части детей плохо.

Складывается плохое внимание еще до школы, когда мама читает ребенку сказочку, занимается с ним, складывает кубики, а сама то и дело отвлекается — на звонок ответить, суп помешать. В результате внимание у ребенка складывается «рваное», из кусочков, как лоскутное одеяло. И вот такое «рваное» внимание сейчас у многих детей. В школе учитель как-то держит ребенка на уроке, может к нему прямо обратиться или пройти по рядам, если дети делают письменную работу. Сама обстановка в классе хуже или лучше, но держит внимание ребенка. Дома же обучение становится как бы менее обязательным, можно расслабиться. А поскольку обучение — далеко не мультфильм, плохое внимание быстро себя показывает. И, конечно, результаты, как оно и оказалось в конце прошлого учебного года, уже похуже умногих, особенно у младших школьников, подростков. И связано это не только с отсутствием живого контакта с учителем, а прежде всего с проблемами внимания, которые теперь вышли на первый план.

— Можно ли с этим что-то сделать?

— Очень даже можно. Я бы хотела подчеркнуть: внимание — одна из самых развиваемых когнитивных характеристик ребенка. Развить интеллект, скажем, не так просто. Нужно заниматься этим много и вовремя. Что касается внимания, то, как это ни парадоксально, если к этому всерьез отнестись, буквально за несколько месяцев ребенок может сильно продвинуться.

Родители всегда хорошо знают, что у ребенка проблемы со вниманием. В обычной жизни мы часто слышим: «Да, он у меня такой невнимательный». И когда объясняешь им, что внимание можно улучшить, родители радостно на это реагируют.

— Что для этого нужно делать?

— В идеале нужно, чтобы у родителей была возможность связаться с хорошим психологом, и посоветоваться, как развивать внимание в зависимости от возраста ребенка, особенностей обучения в конкретной школе. Скорее всего, психолог предложит так называемые «корректурные таблицы». Они бывают разные: для маленьких — полегче, для взрослых — посложнее. Есть и специальные игры на внимание.

— Если нет возможности обратиться к психологу, можно найти все самостоятельно в Интернете?

— Конечно, все это есть в открытом доступе на многих сайтах. Просто наберите в поиске «корректурные пробы» или «корректурные таблицы». Там обычно пишут, для какого возраста и какой сложности задания.

Но сначала ребенка нужно убедить, что его проблема — во внимании. Как правило, он и сам в курсе. Но можно немного поиграть и проиллюстрировать. Вот он сидит на уроке, слушает. Мама садится недалеко, не мешает, и тоже тихонечко слушает. Урок закончился, мама говорит: «Ну давай посмотрим, что ты запомнил, а что — я». И чаше всего окажется, что мама запомнила намного больше, чем ребенок. Вот здесь можно предложить ребенку «прокачать» внимание. Это может стать такой же привычкой, как по утрам чистить зубы. Можно и нужно вырабатывать привычку быть внимательным тогда, когда это нужно, а не только, когда хочется.

Во время занятий не нужно все время говорить: «Будь внимательнее!» Вообще эти слова лучше забыть. Они не помогают. Если бы ребенок умел сам владеть своим вниманием, разговора бы не было. Но если нет, нужно помочь ему натренировать этот «волевой мускул». Чтобы сложилась привычка, обычно достаточно 21 дня. В это время хорошее внимание будет даваться нелегко, только усилием воли, но дальше сосредотачиваться на том, что нужно, будет сильно проще.

— Какие упражнения нужно делать и что такое «корректурная проба»?

— В простом варианте «корректурная таблица» — это набор букв. Скажем, одну букву нужно зачеркивать крестиком, а другую обводить в кружочек. На все задание дается 5-7 минут, в зависимости от возраста. За это время ребенок должен допустить как можно меньше ошибок. Есть дети, которые на первых порах делают до 10 ошибок и больше. Проверять работу тоже лучше дважды: с первого раза мама и сама, наверняка, пропустит пару ошибок. Пусть так и скажет: «Да, дружочек, у меня тоже проблемы со вниманием». Можно тренироваться вместе. Перепроверив дважды, можно оглашать результат: «У тебя 7 ошибок, найдешь сам?» Теперь ребенок уже с большим вниманием будет смотреть на задание. И кое-какие ошибочки он уже и сам найдет. Все это нужно делать спокойно, с улыбкой, без скандалов. Эти тесты можно крутить до тех пор, пока не исчезнут ошибки. Любой родитель с высшим образованием с этой задачей справится.

— А с подростками тренировать внимание поздно?

— С подростками можно делать то же самое, только тесты нужно давать посложнее. Можно прямо так и ввести поисковый запрос: «развитие внимания у подростков». Но нужно сказать, что, чем старше ребенок, тем сложнее будет исправлять ошибки. Это как с болезнью: чем больше запущена, тем сложнее лечить. Но даже во взрослом возрасте можно натренировать внимание.

Тренировку внимания нужно сделать задачей. Сесть, два вечера потратить, чтобы найти подходящие методики в зависимости от возраста. И работать с этим. И тогда дистанционное обучение не будет так значительно ухудшать ситуацию с учением и атмосферу в семье. Если родители эту проблему видят, ее можно решить. Но лучше все-таки найти консультанта — психолога, это будет вернее. Сейчас найти психолога для консультации онлайн — не так трудно.

— Что можно требовать от детей на «удаленке»?

Основная задача, которую родители и дети могут поставить себе на «удаленке», — отработать самоорганизацию, внимание. Удаленное обучение более требовательно в этом отношении, чем очное. И еще: не нужно гнаться за отметками: «отметочная психология» не всегда полезна для жизни. Первое, что родители должны сказать ребенку: «Мне не так важны твои отметки. Мне важно, чтобы ты, если ты поставил перед собой задачу, то стремился ее решить. Важно, чтобы ты умел делать то, что сам считаешь нужным».

Вот ребенок считает, что математика — это его. Ему нравится, он увлечен. «Ты считаешь это для себя важным, так добейся успеха. Тебе важно, чтобы по математике у тебя были хорошие знания, не отметки, а именно знания? Тогда работай на результат».

Вообще, вся эта отметочная идеология мне не нравится, хотя у части родителей она до сих пор ведущая. Есть страны, которые до старших классов вообще убрали отметки из системы образования. А вот оценку как обратную связь, конечно, оставили. К сожалению, учителя иногда ставят отметки в зависимости от своего настроения, отношения к тому или иному ребенку. Ничего не попишешь. Поэтому ставить их во главу угла не стоит.

Нужно ожидать, что дистанционное обучение в той или иной степени будет с нами теперь всегда. Даже когда пандемия закончится, какая-то часть обучения так и останется дистанционным. И это замечательно.

Полная «удаленка», конечно, не самый лучший вариант. Все-таки встречи с учителем обязательно нужны. Но в том, что какие-то моменты в обучении должны быть и будут удаленными, у меня сомнений не возникает. Смешанное обучение — очень эффективный метод. Оно требует от ребенка самостоятельности, развивает саморегуляцию, умение управлять собой, своим поведением, вниманием. В совокупности все это замечательно сказывается на результатах.

Анна Семенец