Posted 19 октября 2020,, 11:55

Published 19 октября 2020,, 11:55

Modified 1 февраля, 02:47

Updated 1 февраля, 02:47

Вся правда об экономике регионов в коронакризис

19 октября 2020, 11:55
Доминирующая тенденция — спад, федеральная помощь отсыпается «лопатой», но не всем, а иногда — по непонятным основаниям, считает экономист Наталья Зубаревич.

Как переживают различные области, края и республики РФ продолжающуюся пандемию коронавируса, рассуждает профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

— Наталья Васильевна, какие данные у нас имеются по экономике различных регионов?

— Последние цифры — за восемь месяцев, с января по август. Что сказать? Промышленный спад сильный, промышленность очень медленно восстанавливается, и в августе было -7% к августу прошлого года. Совокупно за январь–август — минус 4,5%.

Кто растет? Регионы, где вводилось новое производство или был большой гособоронзаказ. Тюменская область +24%, там «Сибур» ввел новый комплекс в Тобольске. У Карелии +26%, видимо, что-то введено в целлюлозно-бумажной отрасли. В Тульской области +19%, явно вырос госзаказ.

Но доминирующая тенденция — спад, его имели 49 регионов. В Санкт-Петербурге он небольшой — минус 5%, более чем в десятке регионов — намного сильнее, от 9 до 16%. Это Костромская, Калининградская, Ульяновская, Нижегородская области, Приморский, Красноярский края и другие. Проблем больше у регионов автопрома, нефтедобычи, ювелирного производства.

Значительный спад в жилищном строительстве из-за карантинов и снижения платежеспособного спроса. Но все-таки ввод жилья начал расти: если «на дне» в первом полугодии было -12%, то за январь–август все-таки -5,5%. Есть надежда, что к концу года спад почти преодолеют. И опять сильнейшая региональная дифференциация: 36 регионов показали рост, остальные — спад. Петербург в числе растущих: +5% в январе–августе к тому же периоду прошлого года. Москва же — минус 16%. Намного хуже во внешних зонах крупнейших агломераций: Московская область -28%, Ленобласть -14%.

Жилстроительство подстегнула подешевевшая ипотека, спрос вырос. Но если покупателей приходит больше, а объем ввода сократился, экономика реагирует единственным способом: растет цена квадратного метра.

В торговле «дно» было в апреле, когда все сидели на карантине: минус 23% к апрелю 2019 года! В июле и августе розница почти восстановилась до -3%. Торговля достигла потолка, дальше она быстро расти не может из-за сильного падения платежеспособного спроса. Доходы населения во втором квартале сократились на 8%, денег на покупки стало меньше. До уровня августа 2019 года восстановились только 25 регионов. В Москве и Петербурге плюсы, но очень скромные: Москва +3%, Питер +2%. Летом приезжало много туристов, спрос вырос.

Медленнее всего восстанавливаются платные услуги: и карантин был дольше, и деньги «усохли», потребителей поубавилось. «На дне» в мае было минус 40%, в августе -19%. В целом за январь–август минус 20%. По данным статистики, платные услуги вернулись на докризисный уровень только в Республике Алтай, за нее можно порадоваться: когда закрылся заграничный отдых, россияне стали больше путешествовать по стране. Внутренний туризм больше помог платным услугам Петербурга -17% в августе — чем Москвы, где минус 38%!

— А какова ситуация на рынке труда?

— Как и в предыдущие кризисы, сильно выросла неполная занятость. Это простои, отпуска по соглашению сторон, административные отпуска — и гораздо меньшая зарплата. На крупных и средних предприятиях (а по другим и данных нет) в первом квартале неполная занятость 3,8%, во втором уже 6,3%. Самая тяжелая ситуация — Якутия, Самарская область, Пермский край. Петербург: в первом квартале неполная занятость была 6%, во втором — 10%. Это не «бюджетка», там в простой не отправляют. Это промышленность и рыночные услуги, где люди получают в лучшем случае «тариф», а это меньшая часть зарплаты.

Новое — быстрый рост зарегистрированной безработицы, как в развитых странах. У нас это впервые с 1990-х годов. С 2000-х годов кризисы не сопровождались значительным ростом зарегистрированной безработицы. Люди не шли регистрироваться: получать 1500 рублей или, в лучшем случае, 4500, у кого была высокая белая зарплата, интереса не было. Что случилось сейчас? Пятикратный рост зарегистрированной безработицы на конец августа: в конце февраля была меньше 1%, то сейчас уже 4,8%.

Причины известны: повышение уровня пособия до прожиточного минимума — не всем, но хотя бы тем, кто легально увольнялся. Еще 3000 рублей на каждого ребенка в семье безработного. С двумя детьми, прожиточный минимум плюс 6000 рублей — это где-то тысяч 16-18, это деньги. И вторая причина: резко упрощенная регистрация, меньше бумаг и можно онлайн. По оценкам, около 40% зарегистрированных безработных не имели ранее легального места работы. Они вышли из тени за пособием, хотя оно и значительно меньше для не имевших «белой» занятости.

Федеральный бюджет за 8 месяцев потратил на пособия безработным 109 млрд. рублей (тогда как за весь прошлый год было около 50 млрд). Судя по всему, этот праздник невиданной щедрости может завершиться. Пособие вряд ли сократят, это совсем неприлично, но с большой вероятностью усложнят регистрацию в службах занятости.

Зарегистрированная безработица быстрее всего росла в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области — в 7-8 раз! Но там докризисный уровень был никакой: 0,4% — 0,6%, а в августе — от 3 до 3,5%. Это следствие кризиса прежде всего в секторе услуг. Вдвое выше уровень зарегистрированной безработицы (7-8%) в индустриальных регионах с большим спадом промышленного производства. Однако лидеры, как обычно, — республики Северного Кавказа и Тыва.

— А что с бюджетами?

— Федеральный бюджет очень сильно помог регионам, за что ему отдельное спасибо. Благодаря трансфертам (помощи), доходы бюджетов регионов в январе–августе выросли на 3%. Сократили свои доходы лишь 15 регионов. Кто посыпался сильнее всего? Те, кто богаче, и те, кому меньше помогли из федерального бюджета.

Собственные же доходы (это налоговые и неналоговые доходы без трансфертов) — минус 7% в январе–августе к тому же периоду 2019 года, они сократились в 60 регионах. Это очень много. Питер — минус 6%, близко к среднему падению. Если просуммировать все, что недополучили регионы за 8 месяцев (выпадающие доходы) — это минус 512 млрд. рублей! И это при том, что первый квартал был благополучный, еще до пандемии.

У кого собственные доходы сократились сильнее всего? Тюменская область -29%, Ненецкий округ -27%, ЯНАО -22%, республика Коми и Пермский край -21%, Татарстан -18%. В основном, это нефтегазодобывающие регионы. Резко упал налог на прибыль, а с него эти регионы и живут. У слаборазвитых, живущих на трансферты, жизнь не поменялась. А те, кто живет на свое, столкнулись с большими проблемами.

По поступлениям отдельных налогов в январе–августе картина такая: налог на прибыль — спад на 18%, НДФЛ чуть подрос (+3%) благодаря тому самому первому кварталу. Налоги на малый бизнес -10%, налог на имущество -5%. По нему и льготы предоставлялись, и отодвигали платежи, чтобы поддержать малый бизнес.

Как эти потери перекрывали из федерального бюджета? Добавили 785 млрд. Трансферты субъектам Федерации за январь–август выросли на 58% к тому же периоду 2019 года. Такого роста не было никогда. Перекрыли спад большинству регионов. Но как?

Многим «кидали лопатой» по непонятным основаниям. У Дагестана спад собственных доходов лишь 2 млрд рублей, а ему докинули 20 млрд по сравнению с тем же периодом 2019 года. У Чечни вообще не было спада, а ей добавили 14 млрд. У Якутии был рост собственных доходов на 2 млрд, а ей добавили еще 24 млрд. Кому не перекрыли спад собственных доходов? Самым богатым — они и так справятся. У Москвы спад составил 95 млрд, она получила дополнительных трансфертов только 12. У Тюменской области спад 48 млрд, получила 5 млрд. У ЯНАО спад 42 млрд, получил 5 млрд. Это богатые регионы, они могут занять денег на рынке.

Есть еще 10 регионов, которым перекрыли спад только частично. Петербург потерял 26 млрд, федеральный центр подкинул 16. Видимо, Северной столице дали понять — оптимизируйте расходы, что она и делает. Северо-Запад — просто печаль какая-то, только частично компенсировали падение доходов республике Коми, Архангельской, Мурманской областям. На Юге это Краснодарский край и Астраханская область, на Волге Татарстан и Пермский край, в Сибири — Кузбасс. Степень прозрачности федеральной политики поддержки регионов, прямо скажем, невелика.

— Это доходы. А расходы?

— Тут властная вертикаль не дает регионам продохнуть: они обязаны выполнять указ по нацпроектам. При росте доходов на 3%, расходы бюджетов регионов выросли в январе–августе на 18%. Сократила расходы только Калининградская область, которой уменьшили трансферты на поддержку особой зоны.

Политика регионов разная. В Москве расходы выросли на 29%, в Петербурге — только на 6%, он экономил. Первое, на чем можно экономить — расходы на бюрократию (общегосударственные вопросы), но этого не произошло — рост на 11%. Должна сказать доброе слово Петербургу: он сократил эти расходы на 5%.

Из несоциальных расходов, больше всего идет на национальную экономику, по этой статье рост на 16%, без Москвы — на 10%. Только десяток регионов рискнули эти расходы сократить. В этой статье главные расходы на дорожное строительство, тут все идут вверх, потому что регионы получают субсидии и нужно отчитываться. Второе — расходы на транспорт, тут чемпион Москва — рост на 32%, а Петербург сократил эти расходы на 12%.

В кризисные времена регионы обычно снижают расходы на ЖКХ, но в январе–августе 2020 года они выросли в целом по регионам на 22%. При этом федеральные города их сократили, Санкт-Петербург — на 24%. Петербуржцы, готовьтесь к зиме!

Федеральные города экономили и на благоустройстве, Москва сократила эти расходы на 21%, Петербург — на 27%. Большинство остальных регионов не рискнули игнорировать указы и тратили на эти цели больше.

Приоритет социальных расходов в период пандемии — здравоохранение, его финансирование выросло на 85%. Если без Москвы — на две трети. В Москве рост огромный — в 2,5 раза, а в Петербурге — в полтора, ниже средних темпов. Неужели у Северной столицы так хорошо с медициной? Москва к пандемии готовилась мощно, а Петербург — как получится.

Второй приоритет — социальная защита населения, рост расходов всех регионов на 22%. Динамика федеральных городов помедленнее: Москва +17%, Питер +14%. Другие социальные расходы росли еще слабее: образование — на 6%, культура — на 4%. При этом у Москвы и Петербурга разная политика. Москва наращивала траты быстрее: образование +12%, культура +10%. Петербург экономит: образование +1%, культура — минус 18%! Помимо ЖКХ, еще одна жертва ковида — культура Северной столицы.

Из-за больших расходов растет несбалансированность бюджетов регионов. К концу августа дефицит имели 35 регионов, что очень много, ведь основные расходы приходятся на ноябрь–декабрь, когда нужно платить по госконтрактам. В рублях самый большой дефицит у Москвы (160 млрд рублей), это почти 10% ее доходов. Но Москва может брать банковские кредиты для его покрытия, она богата и платежеспособна. Большой дефицит в Архангельской (16%), Кемеровской (12%) и Московской (8%) областях. В отличие от Москвы, им брать займы будет сложнее. А у Петербурга профицит 10 млрд! Цена вопроса: экономия на ЖКХ, транспорте, культуре, здравоохранении.

— Каковы же перспективы?

— Из промышленного спада быстро не выйдем. Из кризиса рыночных услуг — осенью еще добавится. Торговля уперлась в потолок платежеспособного спроса и, скорее всего, закончит год в небольшом минусе. Дешевая ипотека подстегнет жилищное строительство, по году будет небольшой минус. Но стоимость кв. метра вырастет.

Подавляющее большинство регионов закончит год с дефицитом. Федеральный бюджет также в дефиците, но у него есть Фонд национального благосостояния, который пока не тратили.

И последний вывод: федерализм в России существует! Регионы проводят достаточно разную расходную политику. Даже под давлением указов они ведут себя по-разному. Кто-то на лихом коне с шашкой тратит все больше, кто-то пытается держать баланс доходов и расходов. Посмотрим, какая политика будет более эффективной.

Беседовал Леонид Смирнов