Posted 9 ноября 2020,, 14:50

Published 9 ноября 2020,, 14:50

Modified 1 февраля, 03:01

Updated 1 февраля, 03:01

Новый удар для рубля

9 ноября 2020, 14:50
Как результаты выборов в США отразятся на курсе валют и кошельках россиян, рассуждает экономист Игорь Николаев.

История с выборами в США еще не закончилась, но главы европейских стран уже поздравляют Джо Байдена с победой. Почему россиянам не все равно, кто будет новым президентом Америки, рассказал директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

— Как скажутся результаты выборов в США на курсе рубля?

— Они скажутся через решения, которые будет принимать новый президент. По всей видимости — Байден. Он ратует за зеленую энергетику, за парижские соглашения по климату. Это значит, что США могут пополнить список стран, которые будут уходить от углеродной энергетики. Это, в свою очередь, означает снижение спроса на нефть и нефтепродукты и ведет к дальнейшему падению цен на них. Стратегическая линия Байдена такова, и понятно, какое влияние она будет оказывать на рубль. Естественно, результат мы увидим не в одночасье. По мере того, как будут реализовываться эти решения, будет возрастать давление на рубль с этой стороны. Но не только с этой.

Позиция Байдена по антироссийским санкциям была более жесткой, чем позиция Трампа. И уже есть, куда их ужесточать. Помимо риторики, он действительно может реализовать некоторые меры, которые будут неблагоприятны для рубля. На мой взгляд, важнейшие из них — меры из так называемого второго пакета химических санкций, связанных с делом Скрипалей. Одна из мер — санкции в отношении российского госдолга — окажется для России очень чувствительной.

По сути санкции уже приняты. Но Трамп не реализовал их, хотя должен был. В американском законодательстве прописано, что президент должен это сделать, но срок не указан. В итоге санкции оказались подвешенными. Байден может реализовать эту угрозу. Санкции в отношении российского госдолга, то есть — запрет на покупку российских облигаций для американских инвесторов, окажут сильное понижательное действие на рубль.

Вот два возможных фактора, которые в перспективе повлияют на рубль: первый — постепенно и в достаточно отдаленный срок, второй — довольно резко, как только будет принято соответствующее решение. И вероятность того, что эти меры будут реализованы, при Байдене больше, чем при Трампе.

— Каким в таком случае может быть курс?

— Сейчас у нас обозначились новые ориентиры: евро — 100 рублей, доллар — 85 рублей. Рубль уже находится на нисходящем тренде, независимо от тех угроз, которые может нести для России президентство Байдена. Цены на нефть не восстановились, спрос не восстановился, вторая волна пандемии накрыла по полной программе, значит, мировой спрос на углеродное топливо будет ухудшаться еще больше. Так что, помимо Байдена, есть и другие факторы, которые формируют нисходящую траекторию.

— Получается, рубль будет падать при любом президенте США?

— Да, президенты могут меняться, но определенность рубля от них не зависит, и она не очень позитивная. Но одно дело, если бы рубль рос, укреплялся. Тогда санкционный удар пережить было бы легче. Но когда он падает, а ему еще и такой пинок сзади, он покатится еще быстрее. И перспектив того, что траектория рубля поменяется, в ближайшем будущем не просматривается.

— Но последние сводки говорят об укреплении рубля к доллару и евро. Это укрепление ненадолго?

— Рубль падает не линейно, бывают отскоки. Но это ничего не меняет. Происходит коррекция. Два шага вниз, шаг наверх. На этом рынке много спекулянтов, они на движении курса зарабатывают. Но в целом траектория не меняется, и переоценивать такие вот временные периоды укрепления рубля не стоит.

— То есть — такие колебания на валютном рынке интересны только инвесторам, всем остальным достаточно знать траекторию, а сегодня это — падение?

— От чиновников мы неоднократно слышали, что зарплату россияне получают в рублях и колебания валютного курса им якобы без разницы. С таким утверждением категорически нельзя согласиться. Люди уже понимают, что от курса рубля зависят и цены на продукты, и в целом инфляция. Но такие кратковременные колебания направления не меняют, и в целом рубль ослабляется.

— Россияне по соотношению рубля к доллару или рубля к евро считывают положение в экономике страны?

— Да, это и социологи давно отметили. В кризис 2008–2009 годов россиян спрашивали, с чем у них ассоциируется кризис. Для большинства этим знаком оказалось падение рубля. Например, в 2009 году экономика падала на протяжение всего года, но когда в феврале падение рубля остановилось, люди отвечали, что кризис кончился.

— Вы сказали, что от курса зависят в том числе и цены…

— Здесь важно учитывать, что на цены влияет не только курс. Мы сейчас видим, что рубль с начала года просел достаточно сильно, а цены выросли в рамках приличий — 4% в годовом выражении. Поэтому линейной зависимости нет. Она скрадывается, комуфлируется тем, что на цены действуют и другие факторы, которые не позволяют им в данном случае расти. Это прежде всего низкий потребительский спрос. Вот цены и растут в меньшей степени, чем могли бы при таком курсе. Продавцы сдерживают рост цен, потому что у людей нет денег, они и так не очень-то покупают. Причем, фокус этот будет работать и дальше как с российскими товарами, так и с импортными.

Анна Семенец