Posted 21 декабря 2020,, 14:51

Published 21 декабря 2020,, 14:51

Modified 30 марта, 12:42

Updated 30 марта, 12:42

Жилищное строительство карантинного периода

21 декабря 2020, 14:51
В пандемию столичные власти сохранили баланс интересов девелоперов и дольщиков, поддержали стройку, но не ослабили контроля, и продолжили достраивать проблемные дома.

В 2020 году строительной отрасли пришлось работать в новых условиях. С 13 апреля по 11 мая все стройки, кроме медицинских и транспортных, били заморожены. Остановились и заводы, которые выпускали строительные материалы. В экспертном сообществе стали говорить о грядущих проблемах: банкротство девелоперов, обманутые дольщики, новые проблемные объекты. Однако в столице удалось избежать катастрофы. Во многом это стало возможным благодаря поддержке, которую город оказал застройщикам. По инициативе Москомстроинвеста столица предоставила застройщикам льготы по налогам и арендной плате за земельные участки, рассказала глава ведомства Анастасия Пятова. Также мэрия отменила штрафы за срыв сроков по договорам до конца года и автоматически продлила сроки действия ряда документов в сфере строительства.

Задолго до пандемии Москва начала переводить услуги для застройщиков в электронный формат. В результате, по словам заммэра Москвы Андрея Бочкарева, даже в период локдауна они смогли вводить объекты онлайн и получать в электронной форме всю разрешительную документацию. Проектирование недвижимости и публичные слушания тоже перешли в дистанционный формат.

Чтобы рынок жилья не рухнул, федеральное правительство запустило программу льготного ипотечного кредитования под 6,5%. Все это позволило минимизировать последствия пандемии для девелоперов, избежать массовых банкротств и новых обманутых дольщиков.

«Принятые на городском и федеральном уровнях меры поддержки отрасли, решение мэра Москвы Сергея Собянина не останавливать во время общего локдауна ключевые инфраструктурные стройки, возможность вводить и проектировать объекты, включая жилые дома, онлайн — все это позволило удержать темпы и объемы строительства», — приводит слова Бочкарева «Московская перспектива».

В результате столичная стройка не просто не остановилась. Уже сейчас Москва досрочно перевыполнила годовой план ввода недвижимости. Так, по жилью за весь год планировалось построить 3,6 млн «квадратов», а к концу ноября удалось ввести 3,9 млн «квадратов». Такие показатели наглядно демонстрируют запас прочности всего строительного комплекса города.

Как рассказала Анастасия Пятова, с начала года в столице открылись продажи еще трех миллионов квадратных метров жилья. «В целом цифры сопоставимы с показателями прошлого года. Немного возросли параметры общей и жилой площади», — отметила она.

Федеральное законодательство обязывает застройщиков получить от города заключение о соответствии застройщика и проектной декларации нормам 214-ФЗ, прежде чем открыть продажи в проекте. Без этого документа Росреестр не имеет права регистрировать договоры долевого участия. В этом году ЗОСов было выдано даже больше, чем в прошлом.

Чтобы снизить административную нагрузку на застройщиков в период пандемии, по решению федерального правительства весной сократили внеплановые проверки. Их стали проводить только в крайних случаях. Например, по требованию прокурора на основе поступивших обращений и материалов. Но Москва не ослабила контроля даже в этих условиях. По словам Пятовой, в 2020 году столичных застройщиков оштрафовали на общую сумму 122 млн рублей за различные нарушения, что соответствует уровню прошлого года.

Город усилил взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами. «В 2020 году по результатам проверок застройщиков Москомстройинвест направил 33 комплекта материалов в прокуратуру, что в полтора раза больше, чем в прошлом году», — подчеркнула Пятова. Чтобы избежать нецелевого расходования средств дольщиков, Москомстройинвест тесно сотрудничает с Росфинмониторингом.

Проблемные дома сразу попадают в поле зрения городской межведомственной комиссии по реализации инвестроектов. В обсуждении помимо профильных ведомств участвуют сами застройщики, Мосгосстройнадзор, департамент городского имущества, префектуры. «Многие проблемные объекты комиссия рассматривает не один раз, а с учетом развития ситуации», — отметила Пятова.

Город старается не допустить появления новых проблемных домов, и своими силами достраивает те, что уже попали в этот список. Так, по словам Пятовой, только с начала 2020 года в столице ввели в эксплуатацию 26 домов-долгостроев в шести проблемных жилых комплексах. Больше 2,7 тысяч обманутых дольщиков наконец получили ключи от своих квартир. Эти показатели даже лучше прошлогодних: в 2019 году за счет столичной казны достроили 15 домов и восстановили права 1676 дольщиков. «Что касается введенных площадей, то в этом году мы ввели почти в 2,5 раза больше квадратных метров, чем в прошлом», — подчеркнула глава Москомстройинвеста.

В 2020 году городским властям удалось полностью ввести первую очередь самого крупного жилого долгостроя Москвы — ЖК «Царицыно», восстановить права всех дольщиков, которые купили квартиры в ЖК «Спортивный». Последний жилой комплекс теперь можно полностью исключить из списка проблемных объектов.

Чтобы избежать таких проблем в будущем, федеральное правительство ввело новую схему продажи квартир: дольщики кладут деньги за квартиру на эскроу-счета в банках, а застройщики получают их только после того, как выполнили все обязательства. С июля прошлого года, когда эта схема только начала действовать, в Москве было открыто больше 37 тысяч эскроу-счетов на общую сумму около 300 млрд рублей.

«В июле 2020 года исполнился год с момента перехода строительной отрасли на проектное финансирование. И вот мы подошли к историческому моменту — в Москве количество жилых проектов, реализующихся с привлечением эскроу-счетов, превысило количество проектов, которые строятся по „старой“ схеме», — подчеркнула Пятова.

По ее словам, сегодня проекты, которые реализуются по эскроу-счетам, занимают 49% от общего объема действующих в городе разрешений на строительство. Дома, которые строятся по «старой схеме», — 43%.

Ася Никитина