Posted 29 января 2021,, 13:51

Published 29 января 2021,, 13:51

Modified 30 марта, 12:27

Updated 30 марта, 12:27

Новая Москва: перемены, которые заметны всем

29 января 2021, 13:51
Жизнь на присоединенных к столице территориях значительно улучшилась, считают коренные жители, которые помнят, как выглядели ТАО и НАО до изменения границ.

В развитие «новой Москвы» за восемь с половиной лет уже вложили два триллиона рублей. Причем из них только 490 миллиардов выделили из бюджета города, еще 20 миллиардов — из федеральной казны. Все остальные деньги — это частные инвестиции. Как отметил глава департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин, каждый бюджетный рубль привлекает в развитие двух округов три рубля инвестиций.

Новая Москва манит предпринимателей и девелоперов свободными землями, а город за свой счет строит там транспортную и инженерную инфраструктуру, делая их еще более привлекательными. По прогнозам правительства, к 2035 году вложения в ТиНАО вырастут до 7 трлн рублей.

Особое внимание уделено комплексному развитию территорий. «Здесь, как в капле воды, виден ряд направлений работы строительного комплекса — построены новые жилые районы, рекультивирована старейшая огромная свалка, которая здесь десятилетиями создавала экологический фон, построены метро, автовокзал, транспортно-пересадочный узел, новые школьные здания, детские сады. По сути дела, своего рода небольшой город», — отметил Сергей Собянин, открывая в 2020 году транспортную развязку в Саларьево.

Одной из важнейших статей бюджетных расходов в ТиНАО остается развитие транспортного каркаса. С тех пор, как эти территории стали частью Москвы, там уже ввели 264 километра дорог. В ближайшие три года планируют построить еще около 200 километров магистралей, не считая дорог внутри кварталов и подъездов к дачным поселкам. По словам Жидкина, новые дороги, развязки, мосты и эстакады обеспечивают принципиально иное качество жизни на присоединенных территориях. Плотная дорожная сеть позволяет городу открывать новые маршруты общественного транспорта и делает доступнее эти территории для автомобилистов.

Параллельно обновляются железнодорожные направления, строится метро. Восемь станций подземки уже в ходу, на подходе еще семь. Сейчас, по словам Жидкина, в ТиНАО строят Троицкую линию метро и участок Солнцевской ветки к аэропорту Внуково.

К 2035 году в «новой Москве» будет работать 20 станций метро. Это больше 72 километров новых линий, отметил чиновник. Также к этому сроку на присоединенных территориях планируют построить четыре электродепо для обслуживания метропоездов.

«У меня дача за Апрелевкой, я по Киевскому шоссе постоянно езжу, по Калужскому — реже. Я оценил, насколько дорожная инфраструктура изменилась к лучшему. Это скачок. Причем речь не только о дорогах, но и о метро», — отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Согласны с ним и участники опроса, который ВЦИОМ провел среди жителей ТиНАО по заказу столичных властей. Участие в нем приняли больше тысячи человек от 18 лет.

По словам Федорова, 34% респондентов считают, что жизнь на присоединенных территориях безусловно улучшилась. Еще 35% отмечают, что «скорее улучшилась». То есть, вектор изменений, выбранный московским правительством, 70% населения «новой Москвы» считают правильным.

«Разницы в оценках между жителями двух округов — ТАО и НАО — мы не заметили. Примечательно, что наивысшие оценки тем изменениям, которые произошли на присоединенных территориях, ставят именно коренные жители, которые знают и помнят, что собой представляла жизнь в этих округах до изменения границ. Их них почти 87% сказали, что за последние два года жизнь безусловно улучшилась. Им реально есть с чем сравнивать», — отметил Федоров.

Среди тех, кто переехал в ТиНАО меньше пяти лет назад, 65% тоже ставят развитию территорий высший балл. По словам Федорова, среди «новоселов» процент ниже, потому что у них другая планка для сравнения. «Вероятно, они сравнивают „новую Москву“ с Москвой исторической или с другим городом, а не с сельским районом, каковым де факто и были присоединенные территории до 2010 года», — отметил глава ВЦИОМ.

Главными причинами недовольства остаются высотная застройка и долгострои, с которыми, по словам Жидкина, уже разбираются.

«Среди жителей „новой Москвы“ доминирует запрос на строительство социальных объектов. Так считают даже автомобилисты, которые отдают приоритет социалке перед новыми дорогами», — отметил Федоров. На первое место жители ставят строительство больниц и поликлиник. Следом идут детсады и школы. Реже всего говорят о необходимости строительства новых торговых центров и развлекательной инфраструктуры.

Городские чиновники запрос услышали. По словам Жидкина, в 2021 году в ТиНАО планируют ввести больше 30 социальных объектов — в два-три раза больше, чем в предыдущие годы. К 2024 году на присоединенных территориях откроется около 120 новых социальных объектов. В их числе 15 поликлиник и больниц, 96 школ, детсадов и образовательных комплексов.

«Мы не останавливаемся, создаем комфортную среду для жизни людей на новой территории. В этом нам помогает все правительство Москвы. Каждое ведомство выполняет свою функцию, работаем слажено, есть полное понимание по взаимодействию. Мы с оптимизмом смотрим в будущее по созданию этого нового города», — отметил глава ведомства.

Изменения, происходящие на присоединенных территориях, замечают и жители исторической части столицы. По словам Жидкина, доля москвичей среди покупателей жилой недвижимости в ТиНАО с 2012 года выросла втрое: с 18% до 63%. «Среди них много молодых семей, которые продают однокомнатные квартиры в старых границах города и покупают двухкомнатные на новых территориях. Деньги те же, а условия лучше», — отметил Жидкин.

Ася Никитина