Новый техосмотр вывернет автомобилистам карманы

Отсроченное на 1 октября изменение правил получения диагностической карты для ОСАГО — способ «нагнуть всю страну на деньги», считает автоэксперт Сергей Асланян.


© Википедия, Swekl, CC BY-SA 4.0

Автомобильная общественность взбудоражена: с 1 марта действует новый закон о техническом осмотре транспортных средств. Правда, постановлением правительства его ввод перенесен на 1 октября. Обеспокоены водители не только и не столько тем, что теперь надо будет фотографировать машину перед началом и после ТО. Цена вопроса выше: последние 10 лет техосмотр в нашей стране был процедурой, в общем-то, фиктивной, справку о которой просто покупали за небольшую плату. А что теперь? С корреспондентом «Росбалта» беседует многолетний защитник прав автомобилистов, журналист Сергей Асланян.

— Сергей, как понимать новые условия техосмотра? И почему их, кстати, до октября-то отложили?

— Это обычный способ нагнуть всю страну на деньги. Я полагаю, что новые правила техосмотра исполнить невозможно. И что настоящего ТО у нас не было, нет, и, скорее всего, не будет.

Вспомним кратко историю. В СССР сержант ГАИ носком сапога мерил рулевой люфт. И требовал «ручник на юз проверить», то есть — включить стояночный тормоз на ходу, что было запрещено.

В 1997 году ввели «инструментальный техосмотр». И мы стали единственной страной в мире, где автомобиль еще до поступления в эксплуатацию должен был пройти ТО, с нулевым пробегом. Как так? Нигде в мире такого нет.

Мы уже забыли, зачем это ввели. Завод «Автоваз» в 1997 году делал «Жигули» и ВАЗ-2110, эти страшные машины, которые с конвейера сходили в таком состоянии, что по совести — только под пресс. Выходной контроль качества завода, конечно же, был на стороне производителя. Вот ради этих машин и была придумана данная мера. Но она не спасла народ от убогих «Жигулей» — зато обрушилась на Mercedes. Обычная коррупция.

Президент Медведев эту порочную систему остановил в 2011 году, с тех пор мы с вами живем вообще без ТО, это страховая услуга или своего рода косвенный налог. Всем полегчало, потому что мы не стали ездить ни на какие пункты, а стали просто покупать эту услугу за 800 рублей у страховых компаний.

— И теперь «лафа заканчивается»?

— Смотрите сами. Если у нас техосмотр стоит 800 рублей, а по закону станция не может пропускать более одной машины в полчаса, и работает эта техстанция не круглосуточно, а, предположим, 10 часов — значит, ее оборот где-то до 16 тысяч рублей в сутки. А оборудование стоит около 5 млн руб.! Ну, и сколько лет будет оно окупаться? Оно будет окупаться вечно. Плюс все прямые и косвенные затраты, которые несет на себе эта бизнес-точка.

Значит, техосмотр при нынешней цене невыгоден. Никто не будет строить эти пункты, которые по закону должны быть. Государство не хочет само их строить и дотировать, а частный бизнес почему-то не считает нужным разоряться на ровном месте.

Пункты ТО должны быть выгодны бизнесу. Но если поднять плату за ТО с 800 до реально окупаемых 3-5 тысяч рублей. В регионах у людей особых денег-то нет, там три тысячи — это сумма. ОСАГО стоит порядка 7-8, да еще ТО — три тысячи! То есть — десяточку отдай. За что — за выпуск на улицу?

При этом масса этапов ТО к безопасности не имеет никакого отношения. Проверка лампочек подсветки в салоне. Наличие сколов и трещин на лобовом стекле. Даже если в зоне водителя! Состояние выхлопа, вмятины и царапины на кузове. Безопасность тут ни при чем, но по этим параметрам «эксперт» имеет право не выдать диагностическую карту и отправить вас на второй круг. Причем без очереди на второй круг вас никто не пропихнет.

Значит — взятка, грабеж, потому что «поляна для придирок» безгранична. Вот в этой-то ситуации премьер Мишустин и сказал: мол, подождем, поскольку мы не знаем, что делать. Поэтому до 1 октября вводим мораторий. И оставляем как есть на руках у людей диагностические карты. И все, кто до 1 октября станет продлять ОСАГО, будут их покупать без диагностической карты ТО. Потому что страховые компании сказали: давайте мы будем по-прежнему торговать ОСАГО, а техосмотрами торговать перестанем. И Мишустин не нашел, что ответить — мол, надо проработать как следует.

— И то облегчение? Или не совсем?

— Это хорошо только для тех, у кого уже был автомобиль с диагностической картой. Но у нас машины до 4 лет ТО не проходят. И вот, 1 марта у человека машине исполнилось 4 года. Что у него «продлилось» до октября, если у него этого никогда не было?

Значит, в соответствии с новым законом, он должен приехать и пройти ТО. А таких пунктов, которые полностью всему соответствуют… Вот, уже несколько журналистов РБК поехали в понедельник проходить ТО — и убедились, что там работают какие-то личности, не владеющие техникой процесса. Приехала BMW, ей 4 года, все эти годы она обслуживалась только у официального дилера. И она не прошла техосмотр. В нем требования другие — водитель обязан был поставить дополнительное оборудование, которого завод-изготовитель не предусмотрел. В частности, речь шла о передних брызговиках. Они заводом не предусмотрены. Теперь мораторий до 1 октября. И что делать — никто не знает.

— Как надо было бы?

— Правильный ответ: признать, что техосмотр не нужен, и отказаться от него. Перестать докапываться до людей, отцепиться от водителей. В США, кстати, тоже нет техосмотра и аптечек в машинах, более того, у них и ГАИ нет. И Америка до сих пор никак не погибнет. Медведев уже был близок к этому. Но как можно в нашей стране отказаться от такого куска.

Правда, есть и в этом законе одно рациональное зерно, которого на фоне общей вакханалии никто не заметил. Оно касается исторических автомобилей или олдтаймеров. С прежней редакцией закона была полная трагедия: они должны были проходить техосмотр по современным нормам. То есть, приезжаешь на «Эмке», на «Паккарде», на «Делоне-Бельвиле» — а тебе говорят: «Минуточку, а катализатор? А впрыск? А фары? Почему у вас стоят ацетиленовые фары, которые ГОСТом не предусмотрены?»

Теперь председатель Комитета классических машин Андрей Паньковский после двух лет отчаянной борьбы победил: с 1 марта автомобили старше 30 лет будут проходить ТО по правилам безопасности года выпуска. Историческое наследие спасено. Для грузовиков и автобусов — старше 50 лет. Причем речь не идет о старой рваной «шестерке», а о машинах, у которых степень исторической аутентичности достигает 98%.

— Искренне рад за исторические машины — остальное же все как-то грустно и тревожно. Еще вопрос: справедлив ли, на ваш взгляд, запрет транзита грузовиков тяжелее 12 тонн через МКАД, введенный с 20 февраля на год?

— Опять сдирают деньги. Это принуждение к использованию очень плохой дороги. Грузовой транзит переведен с МКАД на новый наш ЦКАД, который пролегает дальше от Москвы. Сказали, пока на год, но наверняка продлят насовсем.

А ЦКАД имеет две полосы в каждом направлении. В самом напряженном транспортном узле страны — а порядка 70% транзита идет через Московский транспортный узел, так дорожная сеть у нас устроена, что других дорог нет — строить узенькие тропиночки! Зарабатывание на строительных подрядах. Тем более, что ЦКАД платный, причем там шлагбаумов нет, ты не видишь, где платный участок, где бесплатный — а потом тебе прилетает штраф.

А перевозчик всегда платит из кармана потребителя, которым является все население. Пресловутая система «Платон» уже сделала дороже все товары, теперь будет еще большее подорожание.

Беседовал Леонид Смирнов


Читайте также Выручка «АвтоВАЗа» заметно сократилась в 2020 году

Названы условия для улучшения качества дорог в России

Россиян «порадовали» новыми ценами на автомобили Lada