Как остановить сползание России в бездну

За тридцать лет наша страна нарастила ВВП всего на 15%, в то время, как ведущие развитые и развивающиеся страны — в 2-7 раз.


Уйти от «экономики трубы» России позволит комплексное государственное планирование. © СС0 Public Domain

В московском пресс-центре «Росбалта» прошел представительный круглый стол по вопросу о том, как организовать в России «государство развития». Ибо нынешнее государство, по общему убеждению собравшихся, таковым не является. В разговоре приняли участие преимущественно экономисты, управленцы, люди практического склада. Тем горше было их разочарование в реальном курсе государственной машины РФ.

Прозвучали достаточно красноречивые цифры. Как отметил директор Института региональных экономических исследований Петр Бурак, за последние 30 лет европейский валовой внутренний продукт увеличился в два раза, у США — «в два с копейками», КНР же и Япония смогли увеличить ВВП в семь раз. А ВВП Российской Федерации — как раз за все 30 лет ее существования под этим именем и в данных границах — лишь на 15%.

Несколько иную, но не более утешительную статистику привел экономист Владислав Жуковский. Со ссылкой на данные Всемирного банка он сообщил, что Китай в 1991 году имел объем экономики на 25% меньше, чем одна РСФСР (не весь Советский союз) «С 1991 года Китай вырос в реальном выражении в 13,5-14 раз, — подчеркнул Жуковский. — Российская экономика — на скромные 23,5%, а в прошлом году мы упали на 3% официально». А КНР между тем активно движется вперед, развивая самые передовые направления экспорта — в том числе высокотехнологичного, по которому занимает первое место в мире (654$ млрд). В то время, как Россия, несмотря на заявленную на самом высоком уровне приоритетность данного направления, располагается на 29 месте (10$ млрд, куда входит и экспорт вооружения).

Жуковский также напомнил, что «последние 20 лет мы догоняли Португалию, одну из беднейших европейских стран, у которой есть только пробковое дерево, туризм и виноделие». «В итоге — Португалия в 2020 году богаче России примерно на 30% на душу населения, — констатировал эксперт. — Принимая во внимание пропасть между богатыми и бедными в России, подавляющее большинство у нас еще беднее живет».

Одной из основ перехода современной России от «экономики трубы» к государству развития участники дискуссии назвали комплексное государственное планирование развития экономики, поскольку существующий в настоящее время «проектный подход», по их мнению, лишь имитирует данный процесс. В первую очередь — из-за того, что многочисленные госпрограммы и нацпроекты хаотичны, мало реальны по срокам, не содержат механизмов достижения целей и просто крайне плохо связаны между собой.

«Я и несколько моих товарищей по команде несколько лет назад попытались на уровне региона сделать зачатки пятилетнего планирования, — отметил бывший депутат Госдумы и экс-губернатор Иркутской области Сергей Левченко. — И мне не стыдно за результаты».

Так, по словам Левченко, за годы его губернаторства ВВП Иркутской области вырос в полтора раза, инвестиции в основной капитал — почти в два раза, причем, «на 1 рубль вложенных государственных средств было привлечено 11 рублей частных». По ключевой региональной отрасли — лесной — область поднялась с 4-го места в РФ на первое, увеличив доходы в 3,5 раза. А поступления в федеральный бюджет за один 2017 год возросли на 40 млрд руб.

Между тем у нынешней власти, как отметил в своем выступлении член руководства КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин, по сути имеется лишь один инструмент государственного планирования — президентское послание. Он обратил внимание на тот странный факт, что послание традиционно звучит в конце зимы (в этом же году оно и вовсе отнесено на 21 апреля), а задание в нем дается на текущий год. С управленческой точки зрения, это совсем не эффективно.

Такую практику, как напомнил Рашкин, ввел первый президент РФ Борис Ельцин, и перенял Владимир Путин. В данной связи выступающий высказал иронический комплимент Дмитрию Медведеву — за то, что он, когда возглавлял страну, перенес президентские послания на конец года. «Хоть что-то рациональное». — признал Рашкин, заметив тут же, что главная беда не в этом. «Послание — это институт без контроля, — подчеркнул Валерий Рашкин. — Прокукарекали, разъехались и забыли».

Депутат Саратовской облдумы Николай Бондаренко в числе прочих вопросов отметил катастрофический износ коммуникаций и основных фондов, который грозит техногенными авариями и катастрофами, а также «приводит к уничтожению промышленности». «Очевидно, что в условиях высокой конкурентной среды продукция, которая производится на оборудовании, произведенном 20-30 лет назад, не является конкурентоспособной», — подчеркнул он. Кроме того, депутат обратил внимание на серьезные проблемы с инженерной инфраструктурой. «Анализируя ситуацию в ряде регионов, я пришел к выводу, что в течение 5-10 лет количество прорывов систем водоканалов и теплоснабжения в многоквартирные дома превысит возможность эти аварии «латать», — выразил мнение Бондаренко.

«Необходима комплексная модернизация инфраструктур, — подчеркнул экономист Михаил Делягин. — Чтобы при этом всего не украли, нужно ограничить коррупцию. Чтобы все не ушло в спекулятивный сектор, чтобы был дешевый кредит, нужно ограничить финансовые спекуляции. Чтобы все не ушло в рост цен, нужно ограничить произвол монополий».

«Сейчас нам пытаются внушить, что любые социальные программы, любые социальные затраты — это что-то вроде такой благотворительности, — отметил социолог, профессор „Шанинки“ Борис Кагарлицкий. — Однако социальная политика — это работа над воспроизводством населения, кадров… Это важнейшая часть экономической политики, они неразрывно связаны».

Между тем, как заметил академик РАН, научный руководитель Института океанологии Роберт Нигматулин, «на образование, здравоохранение, науку и культуру Россия тратит 9% ВВП, а вся Европа — по 20%».

«Государство должно быть демократическим, правовым, социальным, национально-ориентированным, учитывать интересы всех слоев населения, и самостоятельно определять стратегические направления развития страны в интересах большинства», — подчеркнул Сергей Левченко. А добиться этого, по его мнению, можно лишь при изменении структуры управления страной, демократизации органов власти (в том числе и путем обновления выборного законодательства) и принципов взаимоотношения между ними, введении ответственности за исполнение принятых решений, а также при реальном общественном контроле за формированием и деятельностью власти. Только при таких условиях возможно полноценное планирование социально-экономического развития и выход страны из масштабного кризиса.

Леонид Смирнов


Читайте также Смольный обнародовал перечень торговых точек, где можно купить корюшку

Россиян предупредили о вероятном подорожании риса

В России почти два десятка регионов завершили квартал с дефицитом бюджета