Posted 22 апреля 2021,, 13:28

Published 22 апреля 2021,, 13:28

Modified 1 февраля, 05:05

Updated 1 февраля, 05:05

Регионы на грани финансовой катастрофы

22 апреля 2021, 13:28
Чтобы справиться с пандемией, субъекты РФ набрали кредитов, но в послании президент прописал им паллиатив вместо реальной помощи.

В послании Федеральному собранию президент объявил о мерах поддержки регионов. Часть их коммерческих кредитов, которая превышает 25% собственных доходов, заменят бюджетными — на срок до 2029 года. Реструктурируют и бюджетные займы, взятые в прошлом году на покрытие антиковидных расходов. Вернуть эти деньги субъекты РФ должны были уже к 1 июля, но президент предложил пролонгировать их тоже до 2029 года. Вместе с тем, Владимир Путин пообещал регионам дешевые инфраструктурные кредиты — под 3% сроком на 15 лет. На это правительство намерено выделить из бюджета не меньше 500 млрд рублей. Но доступ к этим кредитам получат не все. При распределении денег будет действовать принцип: чем меньше долгов накопил регион, тем больше он сможет получить дешевых инфраструктурных займов. Помогут ли эти меры выбраться из кризиса, в который регионы еще больше провалились за год пандемии?

Экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев:

«Я уже не первый и не второй год твержу о том, что нам нужно вернуться к бюджетному федерализму и кардинально поменять финансовое состояние и регионов, и местного самоуправления. Сейчас они оказались просто на грани финансовой катастрофы. Задолженность региональных бюджетов составляет 786 млрд рублей. Достаточно большая сумма, причем, значительную ее часть — коммерческая задолженность, то есть: задолженность перед коммерческими банками с соответствующими рыночными процентами.

Меры, которые предложил президент в своем послании, уже обсуждали на заседании правительства. Первая — заменить часть коммерческой задолженности регионов кредитами со стороны бюджета. Но это коснется только той части задолженности, которая превышает 25% доходной базы региона. Где-то сумма задолженности к доходной части регионального бюджета составляет 30%, где-то доходит до 80%. Соответственно, все, что сверх 25%, заменят бюджетными кредитами, и в целом по стране коммерческая задолженность регионов не будет превышать четверти их доходов.

Вторая — реструктурировать бюджетные кредиты, которые регионы набрали в рамках борьбы с пандемией в прошлом году. Их надлежало выплатить до 1 июля, но президент предложил пролонгировать их до 2029 года.

Я бы сказал так: эти меры вытаскивают регионы из финансовой ямы сегодня, но роют им эту яму послезавтра. Если конкретно — в 2029 году. Дело в том, что ничего кардинально с точки зрения межбюджетных отношений не меняется. Налоговая система, распределение налогов между федеральным центром и регионами остаются прежними. При этом в последние годы на регионы переложили значительную часть финансовой ответственности, например, за выполнение пресловутых майских указов, ряд других расходных обязательств. Регионов-доноров у нас осталось немного. В основном регионы зависят от подачек федерального центра. Некоторые, как Тыва, например, зависят на 80%. В этом смысле ничего не меняется, и налоговую базу им не улучшают. Меры, которые озвучил президент в своем послании, просто отсрочат смерть сегодня, но ничего не поменяют в течении болезни.

Кроме того, президент предложил выдавать регионам инфраструктурные кредиты под 3% на срок до 15 лет. При этом будет действовать принцип: чем меньше долгов накопил регион, тем больше сможет взять дешевых бюджетных кредитов. В этом принципе, может быть, есть некая несправедливость — в том смысле, что дороги нужны всем, а деньги дадут только некоторым. Но, с другой стороны, если регион уже в долгах как в шелках, то навешивать на него новые кредиты — занятие опасное».

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг:

«За прошлый год регионы накопили большие долги. Конечно, меры, предложенные президентом, облегчают кредитное бремя. В каком-то смысле, это решение было неизбежным. Но с учетом той стагнации, в которой мы находимся, и отсутствия экономического роста, я полагаю, правительству все же придется распечатывать кубышку, хотя, делает это оно весьма неохотно.

Сейчас часть коммерческих кредитов заменят бюджетными, но их все равно придется отдавать. Бюджетные займы реструктурируют и пролонгируют до 2029 года, но и за это регионам придется рассчитываться. Откуда они возьмут деньги, чтобы справляться с этими обязательствами, пусть даже в будущем, в послании президента не прозвучало.

Малый и средний бизнес сейчас деморализованы. Совершенно очевидно, что в таких условиях не может быть никаких подвижек экономической активности без мощных государственных инвестиций. Другое дело, как сделать так, чтобы история с государственными инвестициями не превратилась в очередной отчет об освоении денег, как это чаще всего бывает.

Никакого посыла в адрес малого и среднего бизнеса в речи президента не было. Экономика — это крупные корпорации, а МСП даже во времена экономического роста занимали в нашей стране маргинальное положение. Да, есть дежурная риторика о том, что мы помогали, помогаем и будем помогать. Но на самом деле речи о какой-то конкретной помощи не идет, ровно поэтому про малый и средний бизнес и не было в послании.

У людей просто нет денег, им не на что покупать. А раз не на что, значит, нечего и малому бизнесу делать. Все связано. И пока эта стагнация не закончится, так и будет. У меня представление такое: она может закончится только благодаря мощным государственно-частным инвестициям, привлечению частного бизнеса, который был бы заинтересован в этом без приказа. Но я думаю, что скорее всего так не будет».

«То, что регионам немного облегчают кредитное бремя и дают дешевые бюджетные займы на инфраструктурные проекты, это в любом случае лучше, чем сейчас. Отдавать эти деньги, по задумке правительства, регионы будут после усиления экономической активности. Расчет такой: правительство распечатает Фонд национального благосостояния, в ближайшие годы вложит триллионы рублей в инфраструктурные проекты, экономика воспрянет, в регионы потекут налоги, у них появится больше возможностей для решения социальных проблем. Насколько эта схема правильная — не знаю. Она слишком огосударствлена. Логика властей понятна, но приведет ли она к результату — не уверен. Думаю, шансы не очень большие.

На мой взгляд, выход из экономического кризиса лежит в другой плоскости. Начинать нужно с конкуренции, в том числе политической, с решения вопросов монополий, коррупции, судебной системы. А реструктуризация и пролонгация кредитов — это паллиатив».

Анна Семенец