Posted 27 мая 2021,, 13:29

Published 27 мая 2021,, 13:29

Modified 30 марта, 11:38

Updated 30 марта, 11:38

ГБУ «Ритуал» знакомит подписчиков с похоронными традициями

27 мая 2021, 13:29

На своих страницах в социальных сетях ГБУ «Ритуал» опубликовало трилогию видеоинтервью со священнослужителями, посвященную отношению традиционных религий к смерти и их погребальным обрядам. Так, раввин Востряковского (Южного) иудейского кладбища, руководитель «Хевра Кадиша» — Еврейского похоронного общества — Давид Блох рассказал, что для иудеев кладбище — это вечность, дом жизни. Есть три обязательных для посещения некрополя даты: седьмой день после похорон близкого, затем тридцатый и в годовщину.

«С точки зрения иудаизма, смерть — это не конец, это всего лишь переход из одного состояния в другое. Душа вечна, а здесь мы похоронили лишь тело», — пояснил Давид Блох.

При этом запретов на посещение кладбищ в иудейской традиции нет, как нет их в исламе и христианстве.

«По мусульманским традициям нет такого периода, когда надо или не надо посещать кладбища. Но есть определенные уже устоявшиеся традиции и обычаи, которые имеются у многих народов. В дни больших праздников — Ураза-байрам, Курбан-байрам — принято посещать кладбища», — отметил председатель Мусульманской общины городского округа Люберцы имам-мухтасиб Али Хасанов.

Однако представитель мусульманского духовенства напомнил, что на заре ислама такой запрет существовал. Он был связан с еще не отмершими языческими традициями, но когда вера укрепилась, запрет был снят.

Вопреки распространенному мнению на Пасху христианам также не возбраняется посещать кладбища, хотя правильнее делать это на Радоницу — в день первого после Пасхи поминовения умерших. Сама традиция эта берет свое начало в советское время, когда храмы были закрыты, а человека тянуло к чему-то святому в главный для православных христиан праздник.

«В городе об этом мало говорят, а в деревнях считается, что кладбище — место святое. Это стремление к святости приводило человека на кладбище, где он мог помолиться за своих усопших. В церковь ходить было запрещено, а в церковь на кладбище ходить было не запрещено, потому что не запретишь. Например, на Ваганьковском кладбище храм был открыт весь советский период», — рассказал священник Сергий Андриянов.

Все три конфессии негативно относятся к кремации и предписывают погребение усопших в землю. Однако здесь традиции расходятся. Мусульмане в отличие от православных христиан устанавливают надгробие не в ногах, а в изголовии усопшего, а иудеи — по центру захоронения. Впрочем, традиционно в иудаизме использовали лежачие надгробные камни, как это можно увидеть, например, на древних некрополях Иерусалима.

«Ислам в один голос с другими нашими традиционными религиями — христианством и иудаизмом — говорит, что человек должен быть предан земле. Вспоминается история погребения первого человека — библейских Каина и Авеля (в Коране говорится Кабиль и Хабиль). Когда Каин убил Авеля, Всевышний показал, что делать с телом умершего. Он сказал, что его надо предать земле», — пояснил Али Хасанов.

В иудаизме отрицание кремации не ограничивается божественным предписанием, но уходит глубже в постулаты веры.

«С точки зрения иудаизма, есть косточка луз (она находится в основании головы и шеи), и благодаря ей начнется воскрешение из мертвых. Мы верим, что с приходом Машаиха вернуться все те, кого мы потеряли. Вот это косточка хранит всю информацию о человеке. Соответственно, когда происходит кремация, она уничтожается. Поэтому кремация — это самое ужасное, что мы можем сделать с родными и близкими», — пояснил раввин.