Posted 11 июня 2021,, 08:30

Published 11 июня 2021,, 08:30

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Пора продавать самокаты

11 июня 2021, 08:30
Нужны ли для мобильного электротранспорта права, где и как быстро можно ездить, а главное, кто все это будет контролировать, рассказал эксперт ВШЭ Константин Трофименко.

В последние две недели в адрес владельцев электросамокатов прозвучали самые разные громкие предложения: запретить им ездить по пешеходным дорожкам, принудительно ограничивать скорость, приравнять их к водителям мопедов со всеми вытекающими: права, номерные знаки, ответственность. В Госдуме и вовсе заявили, что в России надо запретить электросамокаты, которые могут ездить быстрее 20 километров в час.

Все эти идеи вполне могут стать реальностью. На фоне череды ДТП с наездами самокатов на пешеходов, чиновники принялись разрабатывать регламенты по использованию мобильного электротранспорта. Московский Дептранс уже направил письмо в министерство транспорта РФ с предложением ограничить скорость движения электросамокатов до скорости пешеходного потока.

В Санкт-Петербурге, не дождавшись федеральных инструкций, начали принимать меры. Городской комитет по транспорту подписал с крупнейшими сервисами аренды электросамокатов соглашение о соблюдении правил использования средств индивидуальной мобильности на территории города. Полностью запретили ездить на самокатах по историческому центру города — Невскому и Адмиралтейскому проспектам, Дворцовой и Сенатской площадям, Большой Конюшенной, Малой и Большой Морской улицам, Английской и Дворцовой набережных. На других центральных улицах с плотным пешеходным потоком ввели жесткое ограничение скорости — 10 километров в час.

Какие из звучавших предложений можно считать разумными и необходимыми, а какие — избыточными, «Росбалт» попросил оценить директора Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Константина Трофименко.

— В Петербурге власти уже договорились с сервисами проката о полном запрете движения самокатов на ряде центральных улиц, а также ввели ограничение скорости до 10 километров в час на улицах с плотным туристическим потоком. В Москве нечто подобное тоже обсуждается. Этого будет достаточно, чтобы снизить остроту проблемы, или нужно что-то еще?

— Мне кажется, что проблема несколько перераздута. Да, было несколько резонансных случаев, когда нетрезвые люди на самокатах попадали в очень нехорошие ДТП с печальным исходом, но 99% пользователей все же ведут себя вполне дисциплинировано и рационально.

Хотя, конечно, само по себе то, что самокат может развивать скорость, сопоставимую с мопедом, требует некоторых ограничений. Если пользователь движется по тротуару на скорости 40-50 километров в час, это представляет угрозу и для него самого, и для других участников движения.

Мне кажется, ограничения, о которых договорились в Петербурге, — вполне разумная и прогрессивная мера. Во многих странах, где увлечение самокатами началось раньше, улицы сейчас поделены на зоны, и самокат просто не может ехать быстрее, чем в той или иной зоне разрешено.

Принудительное ограничение скорости в определенных зонах сделать вполне реально. Я, кстати, думаю, что технически это возможно распространить не только на прокатные самокаты, но и на личные.

— Как именно? Если просто прописать ограничение скорости в правилах, это вряд ли остановит лихачей. Единственный вариант — зашить такие ограничения в электронный «мозг» самоката. С прокатными это можно сделать организовано. Но с личными каждый владелец сам должен будет куда-то пойти и, возможно, заплатить, чтобы ему установили такую прошивку. Кроме того, должен быть кто-то, кто будет проверять ее наличие.

— Такую обязанность можно возложить на продавцов. Чтобы они предлагали самокаты с уже установленными ограничениями.

— Бум популярности самокатов начался года два-три назад, и многие из тех, кто хотел, уже купили себе такую игрушку, которая способна разгоняться до 60 километров в час. Как их заставить добровольно установить себе ограничения скорости?

— Можно ввести какой-то технический осмотр на регулярной основе. Но это все равно будет добровольная, а не принудительная процедура.

В будущем, когда мы придем к повсеместной идентификации людей по камерам, а это несомненно случится в ближайшие несколько лет, можно будет легко вычислять тех, кто движется по городу на самокате с превышением разрешенной скорости и автоматически штрафовать.

— Вы сказали, что по техническим характеристикам электросамокаты сопоставимы с мопедами. Некоторые эксперты считают, что уже сейчас к ним можно применять все те же правила. Это подтверждает судебная практика — недавний случай в Тюмени, где самокатчика оштрафовали за вождение в нетрезвом виде и лишили водительских прав категории «А» и «В». Получается, дополнительное регулирование не нужно?

— Сейчас в законе у нас четко прописано, что нормы справедливы именно для мопедов. Для того, чтобы приравнять электросамокаты к мопедам, придется вводить для них такие же правила, выдавать на них права, вводить номерные знаки. В таком случае мы убьем арендный бизнес на корню. Прокатчики тогда не смогут предоставлять услугу всем желающим. Им, как в каршеринге, каким-то образом нужно будет подтверждать наличие водительских прав.

Мне эта мера кажется избыточной. Большинство пользователей — вполне цивилизованные люди, которые ездят без нарушений и никаких неудобств для окружающих не создают. Можно было бы обойтись без этого, просто технически ограничив скорость на определенных участках.

Конечно, если человек захочет полихачить, он все равно превысит скоростной режим. Но пусть это будет запрещено. В недалеком будущем мы сможем контролировать нарушителей с помощью городских камер.

— Какую скорость вы считаете разумной на тротуарах? Возьмем к примеру пешеходную зону на главной улице города: как быстро там можно ехать?

— Я думаю, на таких улицах скорость должна быть не больше 15-20 километров в час. При столкновении это, по крайней мере, не приведет к какому-то серьезному исходу.

— Москвичи просят мэра города вообще запретить ездить на электросамокатах, скутерах, моноколесах в пешеходных зонах, оставив им только велодорожки. Вы согласны?

— Велодорожки у нас есть не везде, но там, где они есть, я думаю, это абсолютно правильное решение. Вообще, в отношении самокатов, мне кажется, было бы правильно ориентироваться в регулировании не на мопеды, а на велосипеды.

— На велосипеде можно ехать по проезжей части. Самокатам правила тоже разрешают такое?

— Сейчас по правилам самокатов в принципе не существует. Поэтому нам предстоит разработать разумное регулирование. Я думаю, аналогия с велосипедом уместна и для проезжей части, и для пешеходных зон.

— То есть, правила для электросамокатов должны быть похожи на правила для велосипедов?

— Да, с учетом наличия скоростных ограничений. Никаких водительских прав и номерных знаков не нужно.

— А что насчет электровелосипедов? Внешне их не особо отличишь от обычных, при этом скорость они способны развивать такую же, как и электросамокаты — до 60 километров в час, а иногда и больше. В таком случае чем считать электробайки и какие правила должны действовать для них?

— Хороший вопрос. По логике, в правилах речь должна идти не о самокатах, велосипедах или моноколесах, а о технических характеристиках и предельной скорости транспортных средств. Именно исходя из этого мы должны определять, что можно, чего нельзя.

— Вернемся к велодорожкам. Если считать, что требование москвичей справедливо, возникает резонный вопрос: кто и как будет контролировать пешеходов, которые гуляют по велодорожкам с детьми, с колясками, и сами создают аварийную ситуацию?

— До сих пор этот вопрос не поднимался. Он достаточно правомерен. Когда на не очень широком тротуаре делают велодорожку, ничем не обособленную, — это, конечно, неправильная практика. Идет большой пешеходный поток, люди выходят на велодорожки просто потому, что на пешеходной части не помещаются. В Москве есть такие места. Здесь требуется более скрупулезное управление городским пространством общего пользования.

Может, в перспективе будет введен какой-то адаптивный режим. Сейчас обсуждается вариант не разметки на асфальте, а голограмм, которые позволят делать пешеходные дорожки велосипедными в зависимости от трафика. Таким образом мы сможем, например, вводить временные велодорожки.

— В некоторых московских парках все уже организовано очень разумно. Там разделили потоки, сделав отдельно дорожки для пешеходов и отдельно — для велосипедистов. Но, как показывает практика, именно по велодорожкам идут пешеходы. Может, их тоже начать штрафовать?

— Это вопрос к взаимодействию людей между собой. Иначе мы так придем к «правилам дорожного хождения». В Амстердаме, например, если вы выйдете на велодорожку, то узнаете сразу много новых слов на немецком, голландском, и в следующий раз так делать уже не будете.

— Велосипеды и электросамокаты массово используют курьеры. Ударят ли решения, которые принимаются в отношении самокатчиков, не только по сервисам проката, но и по службам доставки и тем компаниям, которые с ними работают?

— Этот вопрос скорее относится к сфере организации труда, чем к транспорту. Курьеров эксплуатируют абсолютно нещадно. Создаются такие условия, чтобы человек нарушал все возможные скоростные режимы, чтобы заработать бонусы. Нужно смотреть на причины, а не на следствие, и решать проблему с тем, что побуждает курьеров гонять по тротуарам и создавать опасные инциденты. Если от этих причин избавиться, они будут ездить адекватнее.

Беседовала Анна Семенец