Posted 29 июня 2021,, 17:17

Published 29 июня 2021,, 17:17

Modified 1 февраля, 05:59

Updated 1 февраля, 05:59

Дорогой праздник от чиновников — или дурновкусие в массы?

29 июня 2021, 17:17
Зрелищные мероприятия, являясь по сути формой культурно-идеологической манифестации власти, демонстрируют ее отрыв и от эстетики, и от потребностей граждан, считают эксперты.

После краткого шока, который обусловило столпотворение молодых людей без масок на фестивале «Алые паруса» в Петербурге, у культурной России появился повод для более долгих и содержательных раздумий, вызванных, по мнению многих, содержанием самого зрелища, где смешалось все: частичное перекрашивание гриновских алых парусов в цвета российского триколора, «патриотической ноты» в виде реконструкции Ледового побоища и бодренькое «Я твой личный маньяк, я тебя придушу» от Niletto. И тут не в одних «Алых парусах» дело — примеров можно привести массу. И все эти действа зачастую транслируются с экранов телевидения — и находят повторение на площадях и сценах, в «столицах» и в региональной глубинке, обретая самые странные выражения, включая переодевание детсадовцев в военную форму и скандирование ими речовок «на злобу дня». Что это: представление о прекрасном отдельных чиновников или организаторов этих неоднозначных шоу? Или все-таки вкусы современного общества?

Татьяна Москвина, литератор:

Я считаю, что массовых мероприятий у нас слишком много, по сравнению, например, с советским периодом нашей жизни. И это связано с тем, что на массовые мероприятия отпускается бюджет. А где бюджет, там и возможность от него что-то отрезать и унести «за щекой». Цепляются за каждый «ноль-ноль», за каждую возможность сказать, что есть повод — юбилей, круглая дата или еще что-то. Беспрерывные празднования. А между тем, есть времена, когда нужно садиться на диету, прекращать гуляния и отмечания юбилеев.

На самом деле таких мероприятий должно быть немного. Тогда можно заняться тщательной подготовкой с привлечением специалистов и талантливых людей. А когда много — обязательно нахлынет толпа ничего не понимающих, но желающих заработать.

На массовый вкус ссылаться бесполезно. У масс вкуса нет, не было, и быть не может. Задавать тон и формировать некие стандарты должно образованное, культурное, грамотное, вменяемое, толковое меньшинство. Разве при советской власти не меньшинство снимало фильмы, ставило спектакли? И тогдашние мероприятия были вполне себе неплохого качества: возьмем хотя бы закрытие Олимпиады-80! Оно не вызвало никаких нареканий в мире.

Сократить надо мероприятия категорически, до каких-то, самых нужных и важных. И привлекать действительно авторитетных людей, и тем, кто не справился, впредь не поручать. Это должны обсуждать худсоветы: у нас в городе есть ли вообще художественный совет? А должен быть.

Петербург — любимый и заветный город всей России. Нас смотрят, ориентируются. Мы в анекдотах выглядим такими чудаками, культурными, умными, с придурью, оригиналами. А что на самом деле? Обыкновенное дурновкусие несколько «южного пошиба». Есть определенный стиль курортов Краснодарского края — это не наш стиль, не петербургский. И я считаю, что любое массовое мероприятие должно быть поводом для просветительской деятельности. Если бы на этом празднике хотя бы раздавали эту повесть Александра Грина — уже был бы смысл. Они же даже не знают, что такое «Алые паруса», мелют черт знает что, если их спросить. «Алые паруса» — это не кич, в который их превратили потом, а великолепная грустная повесть, которую Грин писал голодный в 1920-е.

Если бы смотрели внимательно на молодых людей, которые оканчивают соответствующие факультеты: есть ли у них интересные идеи, способность к организации? Проводили бы открытые конкурсы, а то вечная схватка бульдогов под ковром. Все непрозрачно, ничего не понятно. Я за то, чтобы петербуржцы строго следили за тем, как они выглядят в глазах страны.

Дмитрий Губин, журналист, проживающий в Германии:

Все дурновкусие этих военных фестивалей, массовых праздников, «Алых парусов» и т. д. объясняется, по моему мнению, одной простой вещью. Дело в том, что в России исчезла — была сознательно уничтожена — единственная, прошу прощения за выражение, скрепа, которая объединяла русских и делала их русскими. Эта скрепа называется Запад. Потому что поведение России без западной скрепы ничем не отличается от поведения любого центральноафриканского или южноафриканского государства.

Я понимаю, что это очень неприятно слушать — а мне было очень неприятно к этой мысли приходить. Но я боюсь, что это единственно возможное в данном случае объяснение. Почитайте у Роберта Сапольски, как ведет себя племя масаи в Восточной Африке — и вы увидите, что, в общем, это ничем не отличается от поведения многих наших министров, губернаторов и пропагандистов. То, что происходит сейчас в России, это не понижение уровня таланта. Страна, в которой сто сорок пять миллионов человек, всегда будет порождать таланты, просто в силу своей величины. Как и любая большая страна, будь то Китай, Индия или Иран. А вот, что дальше происходит с этими талантами — это отдельный уже разговор.

В России за последние годы произошло намеренное, целенаправленное, осознанное расцивилизовывание, раззападнивание. И, к сожалению, коронавирус, пандемия с ее закрытыми границами, немало этому способствовала. Когда русские остаются предоставленными сами себе, им не на что опереться.

И бессмысленно гадать, это вкус народа, вкус режиссера или вкус губернатора, или вкус того человека, должность которого называется «президент». Это варварский вкус, не знавших даже «Греции и Рима». По большому счету он называется «дорогобогато», «Свадьба пела и плясала». Он всюду одинаков, от Москвы до самых до окраин. Эстетика богатой свадьбы для бедного человека — обязательно, чтобы были огромные лимузины, ряженые, чтобы массовик-затейник конкурсы проводил, и чтобы игристое сладенькое рекой лилось. Путь назад, к стоянке древнего человека, к неолиту, охоте-собирательству и пляскам вокруг костра.

Такого культурного отката Россия не знала со времен Петра I, потому что все это время западная скрепа существовала. Смешно, но даже Советский Союз во многом на ней держался, все-таки, марксизм — это западное учение, коммунистические партии существовали на всем Западе, Хемингуэя переводили на русский язык и т. д. А сейчас русские предоставлены сами себе. Мой прогноз крайне неутешителен.

В Германии никаких мероприятий в поддержку власти быть не может. На Западе и в Германии власть — это управляющая компания, «уборщица», которую вы нанимаете. Я еще не знаю, какая партия придет к власти на осенних выборах. Вдруг победит зеленая коалиция, и канцлером Германии станет Анналена Бербок, а не Армин Лашет из ХДС. Народ и власть — как моллюск и его раковина. Он может ее и сменить. И что он будет прыгать и плясать, ублажая эту раковину?

Вот простой пример: недавно вся Германия праздновала «Кристофер-стрит», дни борьбы геев за равные права с гетеросексуалами. Были гей-прайды, я видел, как это происходило в нашем провинциальном Аугсбурге. На одном радужном флаге эмблема ХДС, на другом — эмблема партии зеленых, на третьем — «линки». Они просто поддерживают это движение. «Октоберфест» в Мюнхене — это прежде всего крупнейшая ярмарка, коммерческое предприятие. Пивные шатры содержатся пивоваренными компаниями, которые арендуют эту площадь, Терезин луг, и платят с этого налоги.

Примечательно, что далеко не все в Германии себя считают немцами. Здесь, в Баварии, очень мало национальных флагов. В городе есть такие «микродачи», садовые участочки, часто просто под окнами. Там вывешивают флаги. На ближайшем ко мне участке — два флага Баварии, один флаг Швабии, два флага Аугсбургского футбольного клуба, один ЛГБТ-флаг — и ни одного немецкого.

Виктор Матизен, кинокритик:

К сожалению, наши массовые мероприятия выглядят смешно и жалко. Эти безвкусные якобы народные праздники — глупость несусветная. Крайне убогое действо людей, которые давно оторвались от эстетики и от потребностей народа.

В нашей стране традиционно человек, дорвавшийся до власти, считает себя выше всех и полагает возможным диктовать всем остальным свои собственные убогие вкусы. Так при советской власти чиновники запрещали фильмы, руководствуясь уже даже не идеологическими соображениями, а своими собственными грубыми вкусами. Люди просто отрываются от своего происхождения, от корней, от нации. И составляют некую бюрократию, живущую в своем особом пространстве, со своими представлениями о прекрасном, которое другим кажется жалким и убогим. Как, вероятно, жалкими и убогими кажутся наши представления им.

Леонид Смирнов