Posted 30 июня 2021,, 20:11

Published 30 июня 2021,, 20:11

Modified 30 марта, 09:10

Updated 30 марта, 09:10

«Пир во время чумы» резко ограничен

30 июня 2021, 20:11
Рестораны Москвы, выполняющие правила по обслуживанию только переболевших и привитых посетителей, опустели. Заведения-нарушители на недостаток клиентов не жалуются.

С понедельника все предприятия общественного питания в столице работают по новым правилам. В связи с новой волной COVID-19 право на посещение кафе и ресторанов (кроме открытых веранд) имеют только привившиеся от коронавирусной инфекции или переболевшие ею граждане, которые могут в подтверждение этого предъявить соответствующий QR-код.

Как живут в новых условиях столичные рестораторы и «столовики»? Как оказалось — очень по-разному. Чем просторнее летнюю веранду удалось ресторатору «застолбить» на тротуарах — тем лучше. Веранды, естественно, заполнены народом. Менее повезло тем, у кого такой уличной зоны нет.

Легендарные «Жигули» на Новом Арбате — это не только пивной ресторан, но и большая столовая, где обедает окрестная публика (и обедает недорого по меркам центра Москвы). На подходе видно, что у заведения появилась летняя веранда: но обычного потока обедающих она, конечно, не вместит. А зал — пустой. На входе у посетителей спрашивают QR-код, проверяют паспорт. Предъявив требуемое, свою треску с жареной картошкой я поедал в гордом одиночестве. «Один! — говорил официант время от времени. — С морсом». Подавальщица ставила на поднос обед — и официант относил его «на вахту», где очередной посетитель брал поднос и пристраивался на открытой веранде. Но это, конечно, «остатки былой роскоши».

«Я думаю, у нас процентов 10 осталось оборота, — поведал администратор Максим Курганов. — Все пострадало: и на бизнес-ланч стало меньше ходить, а в ресторан вчера всего один человек зашел. Большое количество ресторанов сразу закрылось по Москве. Нам даже звонят и спрашивают, работаем ли мы вообще. Мы объясняем, что работаем, по QR-кодам, либо на летнюю веранду — ее мы как раз поставили для этих целей». Примечательно, что свободный доступ на летние веранды пока разрешен только до 12 июля.

Дисциплинированно ли ведут себя москвичи, не пытаются ли прорваться в любимый оазис? «Нет, прорваться-то как раз не пытаются, — рассказал собеседник „Росбалта“. — Но очень многие люди не знают еще о существовании QR-кодов. А раньше — не знали о том, что было ограничение до 23 часов (теперь мы, правда, можем работать всю ночь). Такое впечатление, что у нас население не читает новости вообще. Так, в принципе, все дисциплинированы».

Думая о будущем, «Жигули» надеются не столько на прекращение эпидемии, сколько все-таки на то, что большинство прививки сделает. «Ресторан у нас в собственности — поэтому продержимся, — заметил администратор. — А те рестораны, которые в аренде, поумирают гораздо скорее. По Москве аренда: неделя простоя — и все. Сколько ресторанов закрылось в прошлом году, когда посадили на карантин».

Однако «Жигули» — это практически самый центр Москвы, где контролируют строго. Что же происходит чуть подальше от центра? Оазис общепита на Сухаревке в очень значительной мере сменил свой имидж. Столь же знаменитая, как «Жигули», но куда более простецкая чебуречная «Дружба» закрыта — «временно не работает», как извещает надпись. Шашлычная рядом открывается теперь в 17:00, понедельник и вторник выходные. «Макдональдс» отпускает еду только в уличное окно выдачи, причем ассортимент сужен до предела. К окну стоит небольшая очередь. Такая же у соседнего окна с шаурмой.

В «Кофе-Хаусе» в зале один человек, правда, другие подходят навынос. Официант спросил QR-код и отсканировал его на свой телефон, не спрашивая паспорт. Во вьетнамском кафе в том же доме — в зале человек пять. Подавальщица приветливо кивнула. На всякий случай показал ей QR-код, она закивала еще приветливее.

А как обстоит дело на самых дальних рубежах? У метро «Митино» «Семейное кафе «Андерсон»: и летняя веранда, и приличный зал внутри торгового центра. Никаких QR-кодов, просто пастораль какая-то, бабушки с детишками. А вот расположенный через стену гастробар «Проба» живет куда скромнее, без летней веранды. Но там все же милая дама QR-код спросила и отсканировала.

Вечером начинается собственно ресторанная пора. У метро «Тульская» три небольших заведения: «Тульский дворик», «Пивной Аутентичный Бар» и «Фрау Шнапсбир». Из всех трех QR-код спросили только в «Тульском дворике», и то поверили на слово при попытке достать телефон. Посещаемость — человека по 4-5, а «Пивной Аутентичный Бар» вообще пустой.

Еще один знаменитый оазис — «Новокузнецкая». Среди расположившихся здесь рестораторов есть и чешская сетевая пивная «Козловица». Здесь тоже спросили QR-код и, как положено, паспорт. Внутри — так же безлюдно, как в «Жигулях». Человек пять — в освещенном «закутке» с окнами на улицу. А большой зал темен и пуст. Чешская музыка из динамиков звучит во мраке.

«Рестораны в ужасном положении, — поведала администратор Елена Иванова, заметив, что у „Козловицы“ осталось, наверное, только 5% оборота. — Тем более, что у нас открытой веранды нет, все площади на тротуаре заняли другие заведения, которые раньше нас тут обосновались. Затишье, наверно, месяца на два будет. Надеемся выжить».

В отличие от «Жигулей», «Козловица» работает все равно до 23:00. Как пояснила администратор, не набирается столько ночных посетителей, чтобы это имело смысл. Что будет в выходные — рестораторы пока не знают.

Иван Петров