Posted 22 июля 2021,, 07:00

Published 22 июля 2021,, 07:00

Modified 1 февраля, 06:15

Updated 1 февраля, 06:15

Магазин подстраивается под потребителя

22 июля 2021, 07:00
В России развивается новый формат торговых точек — с автоматизированной системой покупок, современным дизайном, доступом к сфере услуг.

В Москве открылся универсам с полностью автоматизированной системой покупок и коворкингом внутри. Это пример того, как меняется концепт торговых точек. Ритейлеры переосмысляют не только ассортимент или способы оплаты, а предлагают иное наполнение понятию «магазин. «Современные торговые точки — это более экологичный дизайн, замена кассира роботом или терминалами самообслуживания, использование бесконтактных технологий и тесное «соседство» со сферой услуг: фитнес-студиями или ресторанами», — считает сооснователь Fix Price Сергей Ломакин.

Покупки на скорость

Одно из влияний пандемии на потребительское поведение заключается в желании покупателя сократить время, проведенное в большом скоплении людей. И если ранее ритейлеры стремились завлечь покупателя подальше в торговые ряды, рассчитывая, что каждый новый стеллаж заставит его пополнить тележку, сейчас они делают путь максимально прямым и коротким. Торговые сети, по примеру американской Target, уже устраивают магазин с двумя входами: один для быстрых покупок, другой — для более неспешного шопинга.

Для скорости ритейлеры интегрируют системы бесконтактной оплаты с использованием биометрии, чаще всего — по распознаванию лица. Постепенно зарубежные и российские сети клонируют элементы формата Take&Go, который впервые применила в своих полностью безлюдных магазинах Amazon, чтобы снизить число возможных контактов с сотрудниками.

Однако, как считает Сергей Ломакин, панические прогнозы о тотальной безработице продавцов абсолютно не оправданы, так как одновременно с сокращением сотрудников за счет роботизации и автоматизации, происходит рост запросов на работников более высокой квалификации и, соответственно, увеличение их заработной платы.

«Мы видим, что постепенно роль продавца становится все более важной — это больше не низкоквалифицированный малооплачиваемый труд, а по-настоящему интересная работа с потенциалом карьерного роста», — говорит Сергей Ломакин.

Это подтверждает исследование хантингового сервиса «Работа.ру»: число вакансий в сфере торговли растет быстрее, чем во всех других отраслях. В апреле 2021 года их стало на 16% больше, чем месяцем ранее.

Стены меняют цвет

Планировка и интерьер магазинов тоже претерпевают изменения. Торговые точки становятся более компактными. Во многом за счет замены рассчетно-кассового узла киосками самостоятельной оплаты и перевода части трафика в режим онлайн.

По словам Сергея Ломакина, продолжение тенденции — коллаборация ритейлеров с пунктами общепита, фитнес-студиями, коворкингами. И те, и другие выигрывают от увеличения трафика без физического расширения и более эффективно используют арендуемые площади.

Еще одна отличительная особенность — появление пунктов выдачи покупок даже в продуктовых магазина, так как растет число заказов по модели BOPIS (buy online, pick up in store — покупай онлайн, забирай в магазине). В перспективе это может привести к организации движения у магазина по принципу МакАвто, и клиент сможет получить покупку, не выходя из машины.

Ритейлеры стараются изменить и визуальный облик торговых точек: внутри используется более мягкое освещение, а в интерьере начинают преобладать оттенки синего и зеленого цветов — они создают успокаивающую атмосферу. Покупатели могут даже не осознавать изменений, но, будут чувствовать себя спокойнее и комфортнее.

Этим же целям служит более грамотное зонирование — цветные панели на полу, сочетание различных вариантов покрытия подскажут покупателю, где лучше остановиться, чтобы не нарушать норм социального дистанцирования. Ритейлеры будут творчески подходить к созданию физических барьеров между покупателем и покупателем, а также между покупателем и сотрудником магазина. Задача таких барьеров — повысить безопасность, но не снижать качество обслуживания.

По мнению экспертов, не исключено развитие и магазинов вовсе без стен.

«Как показал опыт ресторанной индустрии, в условиях страха заразиться хорошо приживаются форматы под открытым небом, поэтому можно предположить рост торговых площадок и ярмарок вне стен магазинов, по крайней мере, в теплое время года», — полагает Сергей Ломакин.

Персональные ценники

В офлайн-торговле будет все больше «цифры». Уже внедряется технология распознавания лиц для контроля передвижения покупателя, а искусственный интеллект будет оценивать его эмоции. Дальнейший анализ данных с отслеживанием истории покупок позволит сделать максимально персонализированное предложение клиенту и оптимизировать работу торговой точки в целом. А вот функции простого контроля постепенно будут изживать себя.

Товары на полках будут сопровождаться электронными ценниками со специальными маячками. С их помощью потребитель сможет получать все актуальные данные о потребительских свойствах продукта, его производителе и цепочке поставок.

Причем цена на таком ценнике может меняться под покупателя, считает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов. По его словам, дифференциация цен будет происходить на основе анализа истории покупок и одновременно в зависимости от предложения и спроса. «Обозначение на электронном дисплее будет публичным предложением с опцией его персонификации под определенного клиента», — говорит Вячеслав Чеглов.

В магазинах одежды обыденностью станут зеркала с дисплеем, который подскажет, какие размеры или расцветка понравившейся вещи есть в наличии. В продуктовых универсамах помогут с навигацией и выбором «умные тележки».

«Трансформация розничных магазинов зависит не от возможностей ритейлеров, а от желания и привычек покупателей, — резюмирует Сергей Ломакин. — Пандемия показала, что привычные нам магазины сохраняют популярность, но должны как можно быстрее адаптироваться под изменившийся потребительский опыт».