Posted 5 октября 2021,, 13:07

Published 5 октября 2021,, 13:07

Modified 30 марта, 08:26

Updated 30 марта, 08:26

В Музее Москвы открыта выставка, посвященная истории и реконструкции Большого Каменного моста

5 октября 2021, 13:07

Масштабная выставка, посвященная истории и капитальному ремонту Большого Каменного моста открыта до 14 ноября во дворе Музея Москвы.

Экспозицию которую можно посетить бесплатно, открывает раздел, посвященный истории этого впечатляющего гидротехнического сооружения. Глядя на акварели и литографии Апполинария Васнецова, гравюры Питера Пикарта, рисунки Сергея Герасимова и других авторов, посетители могут наглядно представить, как менялся мост от деревянной переправы до впечатляющего сложного инженерного сооружения.

Вторая часть выставки посвящена масштабному капитальному ремонту моста, который был проведен впервые за 80 лет. Во время обследования специалисты обнаружили общее обветшание сооружения — трещины, разрушения деформационных швов и облицовки из гранита. Ряд элементов находился в предаварийном состоянии, также было зафиксировано снижение реальной грузоподъемности моста.

В кратчайшие сроки был разработан проект ремонтных работ, и за 14 месяцев, к августу 2021 года, мост фактически пересобрали заново. В ходе капремонта заменили железобетонные перекрытия, обветшавшие металлоконструкции, переложили инженерные коммуникации, модернизировали ливневую канализацию, отреставрировали облицовку моста и его чугунные ограждения, обновили дорожное полотно, смонтировали современную судоходную сигнализацию. Поскольку мост является важным элементом архитектурного облика центральной части Москвы, особое внимание было уделено организации архитектурно-художественной подсветки, позволяющей во всем величии представить москвичам и гостям столицы этот выдающийся образец инженерной и архитектурной мысли.

Примечательно, что ремонт Большого Каменного моста — одной из главных транспортных артерий столицы — не останавливался ни зимой, ни летом, кроме того, работы были организованы таким образом, чтобы не допустить перебоев в движении по мосту транспорта.

За время ремонта, который проходил под контролем Департамента культурного наследия Москвы, было воссоздано и отреставрировано 6,5 тыс. кв. м гранитной облицовки, 1,74 тыс. кв. м перильных ограждений, 357 кв. м витражей, 126 кв. м наружных дверных проемов, уложен асфальт и выполнена гидроизоляция на площади свыше 17,8 тыс. кв. м.

Как подчеркнули в Комплексе городского хозяйства столицы, при производстве работ были применены самые современные технологии и инновационные разработки. Несмотря на то, что строителям пришлось трудиться в непростых погодных условиях, ремонт удалось завершить почти на полгода раньше запланированного срока.

Среди одних из самых интересных экспонатов выставки в пресс-службе назвали «демонтированную во время ремонта металлоконструкцию, которая, предположительно, была повреждена многочисленными осколками фугасной авиабомбы, сброшенной во время бомбардировок Москвы в 1941–1942 годах».

Как напомнили в пресс-службе, предшественником Большого Каменного моста был Всехсвятский каменный мост, построенный в 1692 году при Петре I. В 1859 году обветшалый мост сменил трехпролетный металлический, а в 1938-м — по проекту архитекторов Владимира Щуко, Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса — был построен мост, облик которого привычен москвичам и гостям Москвы. В апреле 2014 года решением Департамента культурного наследия столицы Большой Каменный мост признан объектом культурного наследия регионального значения.