Posted 11 октября 2021,, 11:35

Published 11 октября 2021,, 11:35

Modified 1 февраля, 15:45

Updated 1 февраля, 15:45

«Жизнь человека утонет в желании сохранить теплые места»: музыкальный критик Журавлев высказался о гибели артиста на сцене Большего театра

11 октября 2021, 11:35

Известный искусствовед и музыкальный критик Вадим Журавлев высказался на своем YouТube-канале «Сумерки богов» о трагедии, которая произошла на сцене Большого театра, где во время оперного спектакля «Садко» погиб артист миманса Евгений Кулеш.

Журавлев, в частности, напомнил, что «под красивой вывеской „артист Большого театра“ не всегда скрываются слава, успех и достаток». Работа артистов миманса (мимического ансамбля), отметил критик, является напряженной, но мало оплачиваемой: в дополнение к небольшой ставке артистам платят за выходы — им приходится бегать по подземному переходу между исторической и новой сценами, а также подрабатывать на вручении профессиональных премий.

При этом нужно держать в голове десятки спектаклей, часто сложных, когда расстояния по сцене в той или иной ситуации приходится виртуозно рассчитывать по шагам. А поскольку Большой театр является репертуарным, то «спектакль всегда пытаются восстановить с двух репетиций». «И это не нормально, времени не хватает, все лишнее — в кавычках — пытаются проскочить», — высказал мнение Журавлев. Между тем, «сцена театра — место всегда опасное».

«Наверное, по-хорошему, сейчас нужно оснастить декорации какими-то датчиками, оплатить режиссеру репетиции таких сцен, чтобы выработать новый способ выхода артистов и подачи бутафории на сцену. Конечно, такой трагедии в театре не должно повториться», — отметил Журавлев.

Но самое страшное, по его мнению, если не делаются важные выводы: нужны не локальные отставки или запреты спектаклей, «надо менять всю неповоротливую и разрушающуюся систему администрирования главным театром страны», где люди вынуждены много часов ежедневно тратить на составление «глупых отчетов».

Их «сейчас вынут из ящиков рабочих столов, чтобы трясти в качестве доказательства»: «я невиновен, я предупреждал, видите — тут резолюция». «И смерть человека утонет в тоннах бумаг и желании людей сохранить теплое место любой ценой», — предполагает Журавлев.

Он считает, что в Большом театре, который финансируется отдельной строкой в бюджете России, самая серьезная проблема — кадровая. «На всех уровнях в театре сидит огромное количество людей, которые профессионально отстали от сегодняшнего профессионального процесса. Они намертво держатся за театр зубами и когтями, им нельзя оттуда уходить — они нигде и никому больше не понадобятся. Вот этот принцип — „я в театре работаю 40 лет“ — становится важнее всех критериев, и приводит к внутреннему развалу всех механизмов», — полагает критик, посетовавший на якобы расплодившиеся в театре «наушничество и сплетни», а также «лизоблюдство».

«Еще в 96-м году я написал статью о том, что Большому театру нужно задуматься о том, чтобы стать интендантским. И уж точно преступно отдавать его на откуп мелким чиновникам или бывшим артистам», — заключил Вадим Журавлев.