Posted 21 октября 2021,, 12:23

Published 21 октября 2021,, 12:23

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Бедность исчезнет, если посчитать по-другому?

21 октября 2021, 12:23
По итогам года россиян опять ждет отрицательный рост доходов, и чиновники вновь озаботились тем, как поправить ситуацию — хотя бы на бумаге, считает экономист Игорь Николаев.

По данным Минэкономразвития, инфляция в России уже вдвое превысила прогнозируемый на 2021 год уровень. Рост доходов россиян по итогам года, напротив, будет даже меньше, чем ожидалось, и, возможно, сильно меньше того, что готовы признать на официальном уровне. Впереди нас ждет «малый локдаун», который тоже не может не отразится на бизнесе, на доходах людей, на ситуации в экономике в целом. С каким результатом мы придем к концу года, сейчас во многом зависит от того, как поведет себя государство: пойдет ли оно на массированную помощь или бросит все силы на то, чтобы все только выглядело хорошо, считает директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

— В Минэкономразвития недавно скорректировали прогноз по росту реальных доходов россиян, понизив его с 3 до 2,5%. Вы с таким прогнозом согласны? Каково, на ваш взгляд, реальное положение дел с доходами населения?

— Я думаю, что роста реальных располагаемых доходов россиян даже на 2,5% в этом году не предвидится. Почему? Реальные доходы рассчитываются с учетом инфляции. В конце прошлого года правительство прогнозировало, что в 2021 году доходы вырастут на 3%. При этом, инфляция, по расчетам чиновников, должна была составить 3,7%. Но уже в сентябре в годовом выражении инфляция 7,4%. В октябре рост продолжился, и сейчас в годовом выражении инфляция у нас уже 7,6%. С большой долей вероятности к концу года мы будем иметь примерно такую же инфляцию, на 3,5-4% выше, чем прогнозировалось (на прошлой неделе Минэкономразвития официально повысило прогноз по инфляции с 5,8 до 7,4% — «Росбалт»). При таком значительном превышении инфляции корректировка реальных располагаемых доходов на 0,5% — это скромно.

Конечно, есть и другие факторы, которые важно учитывать, говоря о росте или падении реальных доходов населения. Взять хотя бы выплаты семьям с детьми, пенсионерам, военнослужащим накануне выборов. За счет этих выплат у нас появилось около 500 млрд рублей дополнительных доходов. То есть — за счет таких вот факторов у нас доходы приросли больше, чем планировалось. Но они и обесценились значительно больше, чем планировалось, потому что инфляция оказалась вдвое выше своего прогноза. Поэтому я считаю, что по итогам года вряд ли доходы россиян вырастут на 2,5%. Хорошо, если они вообще вырастут. Я думаю, что рост будет нулевой или даже отрицательный — минус 1%. Вот это мне представляется более реалистичным.

— В Минэкономразвития объясняют, что тот самый рост доходов в 2,5%, который они рассчитывают увидеть по итогам года, — это восстановительный рост, который обеспечен за счет роста реальных зарплат и за счет восстановления численности занятых.

Вы уже сказали о том, что на доходы россиян повлияли и разовые выплаты от государства. Какова доля этих пособий в условном росте доходов населения? Не кажется ли вам, что, если бы не пособия, общая картина с доходами населения была бы намного хуже?

— Мы не проводили оценку того, сколько процентных пунктов дают пособия от государства в общей картине доходов населения, поэтому точных цифр я назвать не могу. Но я считаю, что принципиально пособия общей картины не меняют. Дело в том, что проблему снижающихся доходов населения и вообще невысокого уровня жизни людей мы пытаемся решить за счет таких вот точечных мер. Власти даже гордятся этим, утверждая, что вот на Западе раздают «вертолетные деньги» всем и вся, а мы помогаем точечно и только тем, кто реально в этом нуждается. Прошлый год в этом плане оказался очень показательным. Точечные меры не спасли ситуацию, и реальные располагаемые доходы населения в России даже по официальным данным упали на 3%. При этом в странах ОЭСР, которые мы критикуем за «вертолетные деньги», реальные располагаемые доходы у людей в прошлом году выросли на 2,7%. Иными словами: точечные меры могут несколько подправить картину, может, на несколько десятых процентных пункта, но не больше. Они не меняют ситуацию с доходами принципиально.

Не стоит отрицать, что до последнего времени доходы россиян все же росли, то есть, тот самый восстановительный рост, пусть и небольшой, но был. Теперь важно понять, что будет происходить в стране в оставшиеся 2,5 месяца. Власти до последнего не хотели и долго оттягивали решение о новых локдаунах, но сейчас мы видим, что, похоже, они все-таки решились на это в виду чрезвычайно сложной ситуации с распространением коронавируса.

— Как это отразится на экономике, на бизнесе, на доходах?

— Мы знаем, что чудес не бывает, и, если экономика не работает, бизнес теряет деньги. То, что локдаун ухудшит ситуацию в экономике, однозначно. Но это не означает, что автоматически ухудшится ситуация и с доходами населения. Все будет зависеть от того, будет ли вообще правительство помогать людям в этот период, и будет ли эта помощь точечной, как в прошлом году, или массированной. Я не верю, что помогать у нас будут массировано, потому что правительство уже сделало для себя однозначный вывод о том, что такая вот точечная поддержка — самая эффективная. Если оно опять ограничится только какими-то разовыми выплатами и скромной поддержкой бизнесу, то ситуацию с динамикой по доходам это не исправит, как показал прошлый год.

— Сейчас в России в очередной раз заговорили о пересмотре методики оценки доходов населения. Зачем это нужно и как связано с реальным уровнем доходов?

— С начала года у нас уже считают бедных по-новому — не по потребительской корзине, а исходя из уровня медианных доходов. В принципе, это правильный подход. В той же Европе давно уже не высчитывают потребительскую корзину, а действуют по такому принципу. Вот только у них черта бедности проходит на отметке 60% от медианного дохода, а у нас на отметке 44,2%. Мы вроде бы все сделали правильно, переняли зарубежный опыт, но цифры поставили свои, и планку, за которой начинается бедность, занизили. Я слышал, что в Минэкономразвития уже проговаривались о том, что новая методика позволит эффективнее выполнять задачу по сокращению числа бедных в два раза к 2030 году. Если этот процент будут пересматривать каждый год, специально подгоняя для того, чтобы сократить число бедных, тогда все станет ясно окончательно. Меня это, честно говоря, настораживает. Если мы так будем бороться с бедностью — только на бумаге, ни к чему хорошему это не приведет.

— Сейчас, насколько я понимаю, эту методику опять ждет корректировка. На днях Росстат объявил конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по оценке доходов населения. Как объяснили в самом Росстате, сейчас в структуре доходов хорошо видны меры поддержки в денежной форме: всякие пособия и выплаты. Но им хотелось бы посчитать доходы, которые получают люди от помощи в натуральной форме, например, молочная кухня или технические средства реабилизации для инвалидов. Относятся ли сюда льготы по оплате коммуналки, проезда, налоговые льготы и прочее. Ведь если все это посчитают, россияне сразу станут богаче?

— Я думаю, вы мыслите в правильном направлении. Интересный подход: методика подсчета бедных остается прежней, но в развитие этой темы чиновники сейчас думают, а что еще можно посчитать в качестве доходов, чтобы бедных стало меньше. Но, на мой взгляд, считать льготы по оплате коммуналки, налогов, проезда и прочее в качестве доходов было бы неправильно. Одно дело — учитывать помощь от государства в натуральной форме, если человек реально что-то дополнительное получает. Та же молочная кухня, например. И то, это вопрос, который требует дополнительного обоснования и изучения. Другое дело — если мы начнем считать в качестве доходов льготы. Так мы далеко зайдем. Пошел человек по грибы, набрал корзину — почему бы не посчитать это как доход? А сколько яблок выросло в этом году, какой урожай! Чем не доход?

Пока нам остается только гадать, что конкретно Росстат собирается в будущем учитывать в качестве доходов.

— Ход мыслей чиновников понятен. Первое впечатление — все это делается для того, чтобы поправить статистику и снизить число бедных к 2030 году в два раза по сравнению с 2017 годом. С таким подходом у правительства есть все шансы. Но в таком случае, вам любой скажет, недостаточно будет просто добавить новые позиции в графу «доходы». Для корректности сравнения придется посчитать, что и как было в 2017 году. В противном случае к 2030 году мы действительно можем получить красивые цифры, говорящие о том, насколько доходы у нас выросли и насколько бедных людей стало меньше.

Анна Семенец