Posted 4 января 2022,, 06:41

Published 4 января 2022,, 06:41

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Учитель физкультуры не должен оценивать генетику ребенка

4 января 2022, 06:41
Школе пора уходить от нормативов и изменить подходы к аттестации, считает завкафедрой физкультуры и спорта школы «Летово» Алексей Машковцев.

Школьная физкультура, которая, по идее, должна закладывать в детях любовь к спорту на всю оставшуюся жизнь и научить их правильным техникам, напрочь отбила всякую тягу к физической активности ни у одного поколения россиян. Зачем тогда она вообще существует, раз результат у нее часто прямо противоположный задуманному? В чем проблема, есть ли у нее решение? Об этом рассказал «Росбалту» заведующий кафедрой физической культуры и спорта школы «Летово» Алексей Машковцев. Полную версию разговора смотрите на Youtube-канале «Росбалта».

— Зачем вообще в школе нужна физкультура и должна ли она быть обязательной?

— Необходимость физкультуры как обязательного предмета обусловлена как минимум двумя причинами. Перовая: при современном рабочем дне как школьника, так и взрослого, всегда нужна физическая разгрузка, чтобы этот рабочий день выдерживать. Но как ее организовать — этому тоже нужно научить, и это как раз задача учителя физкультуры. Вторая: это предмет, как ни странно, образовательный. Его цель — подготовить ученика к будущей самостоятельной активной жизни. У нас, к сожалению, физкультуру часто воспринимают как некое баловство: бегают, прыгают, во что-то играют, а зачем — непонятно. На самом деле цель практичная: человеку нужны знания и навыки для того, чтобы вести здоровый образ жизни, выдерживать рабочий ритм, прожить дольше. Поэтому предмет этот крайне необходим, и относится к нему негативно не стоит.

— Но почему тогда в обществе к нему сложилось такое отношение? Я знаю, что после школьной физкультуры многие говорят — нет, спорт это не мое. Физическая активность — это что-то такое очень неприятное. Выходит, что цель достигается противоположная.

— Я не хотел бы кидать камни в огород своих коллег, но что точно есть и что влияет на мнение об уроках физкультуры, — это несовершенна методика преподавания предмета. Я тоже достаточно часто слышу то, о чем вы говорите, и вижу, что в большинстве школ подход к преподаванию физкультуры так и не изменился с советских времен, несмотря на то, что мы уже больше 20 лет прожили с вами в XXI веке. Большинство преподавателей работают по-старому, учат тем же самым видам спорта, что и раньше, и работают практически на той же самой материально-технической базе, используют тот же набор упражнений. Естественно, современному школьнику это не подходит, и, как вы правильно отметили, вызывает негативную реакцию. Плюс — подходы к оцениванию. К сожалению, учителя по-прежнему опираются на какие-то нормативы или сами придумывают некие нормы, которые ученик должен выполнить, чтобы его как-то аттестовать.

Но современное поколение не стало сильнее и здоровее, а скорее — наоборот. Учителя по-прежнему пытаются требовать то, что дети делали 15-20 лет назад, но контингент уже явно не тот, и результат, как и результат, который дети могут получить. Кроме того, за последнее время изменился арсенал видов спорта, появилось огромное количество новых. А школа в большинстве своем, не везде, конечно, оказалась к этому не готова. В типовых спортивных залах как было два баскетбольных кольца, волейбольная сетка и несколько матов, так больше ничего и нет. Арсенал учителей физкультуры остался тем же. Если изменить методику преподавания, материально-техническую базу, подходы к оцениванию, то и отношение к физкультуре тоже может поменяться.

— Как должен измениться подход к оцениванию? Сейчас, как мне кажется, на уроках физкультуры оценивают, насколько вообще человек спортивен, хорошо сложен, вынослив. Но это ведь во-многом зависит от генетики, от образа жизни семьи, а не от учителя физкультуры.

— В обществе до сих пор считается, что на уроках физкультуры оценивают ровно то, о чем вы сказали: уровень физической подготовленности ученика. В большинстве своем это не совсем гуманно и правильно. Дело в том, что во многом это зависит от наследственности. Условно говоря, если ваши родители были хороши в спорте, бегали на длинные дистанции, с вероятностью 85-90% и вы унаследуете их выносливость и будете хорошо бегать. Соответственно, у вас не возникнет никаких проблем со сдачей норм ГТО по бегу на длинную дистанцию. В таком случае, когда учитель физкультуры оценивает результаты только по нормативам, я не вижу здесь работы учителя как таковой, потому что родители, наследственность сделали все до него. Это неправильно и от этого надо уходить. Я знаю учителей, которые уже стараются от этого подхода отойти. Более того, в новых ФГОС нигде не сказано, что учитель физкультуры должен оценивать результаты ребенка по каким-то нормативам. Но ментальность по-прежнему та же. Просто так легче, понятнее: ты пробежал за пять секунд, тебе «пять»; пробежал за шесть секунд — «четыре». Но это в корне неправильно. Что же нужно оценивать? Я всегда, когда провожу для коллег вебинары, говорю о том, что учитель никогда не может оценивать то, чему не научил сам. Если какие-то качества даны ребенку по наследству, то в чем состояла ваша работа как учителя физкультуры? Да, в плане могут быть контрольные задания: пробежать на время, выполнить упражнение. Это нормально. Но при этом, оценивать мы должны не то, с каким результатом пробежал ученик, то есть, за какое время, а совсем другие вещи, которым мы учили. Применительно к бегу на короткую дистанцию можно оценивать, как ученик выполняет низкий старт, стартовый разгон, как он технически правильно бежит дистанцию и как финиширует. Основное, чему учат на уроках физкультуры, — это техника выполнения двигательных упражнений. Это основная задача учителя. Если мы этому учим, мы вправе это оценить. А совсем не то, насколько хорошо от природы ученик бегает.

Следующий момент, о котором тоже часто забывают: физкультура такая же образовательная область. Значит, подразумевается еще какой-то набор знаний, которые дает учитель помимо упражнений. Хороший учитель объясняет, почему эти упражнения должны быть выполнены именно сейчас, чему они способствуют. Изучая тот или иной вид спорта, он обязательно рассказывает и историю возникновения, и правила, и какие-то интересные факты. Эти знания тоже можно оценивать.

Еще один момент, который тоже прописан в программе и о котором часто забывают: одна из задач учителя — подготовить ребенка к будущей самостоятельной активной жизни. Есть целый блок, посвященный организации самостоятельных спортивных занятий. То есть, учитель не просто должен дать набор упражнений и объяснить, почему так или иначе выстраивается тренировочный процесс. Он должен научить ребенка проводить занятия самостоятельно.

— Вы сказали, что во ФГОС уже заложен какой-то другой подход к оцениванию. Что это за подход?

— Скажем так: в государственной программе просто нигде не упоминается оценивание по нормативам. При этом сказано, что подходы к оцениванию должны быть критериальными. Но сами критерии во ФГОС не прописаны. Некоторые школы работают по международным программам. Там, в отличие от российской системы образования, критерии уже разработаны. Их четыре: применение полученных теоретических знаний, планирование своей двигательной активности, демонстрация той самой техники двигательных действий, рефлексия результатов. Все эти критерии направлены в будущую жизнь ребенка.

Банальный пример. Наверняка вы когда-нибудь ходили в фитнес-клуб. Что делает посетитель клуба первым делом? Изучает оборудование, дальше планирует — сегодня буду заниматься на этом и на этом тренажерах, дальше выполняет упражнения — сам или под присмотром тренера, а после внутри себя проводит рефлексию — получилось, не получилось, есть ли болевые ощущения в мышцах или нет, и если есть, то почему они возникли. Когда оценивание строится на таких принципах, физкультура воспринимается совершенно по-другому.

— Вы сказали, что в последнее время появилось много новых видов спорта, а школа в этом смысле отстала. Каким видам спорта сейчас есть место на уроках физкультуры?

— Однозначного ответа не будет. Какие бы виды спорта не появлялись, все упирается в возможности школы. Может она себе такое позволить или нет. Возьмем, к примеру, гольф. Он стал олимпийским видом спорта, в него интересно играть, но возможностей у школы нет, чтобы организовать такие занятия.

На что нужно точно обратить внимание: быстрыми шагами в последнее время развивается фитнес-индустрия. Там постоянно придумывают какие-то комбинации: йога, пилатес, зумба. Все это, как правило, школам доступно: нужен только зал, музыка, коврики и, возможно, зеркала. Понятно, что кому-то такое хорошо заходит, кому-то не очень. Но можно пробовать, экспериментировать.

Мы, например, попробовали «ручной мяч». Гандбол есть далеко не в каждой школе, хотя оборудование простое: те же самые ворота, просто другие мячи. И детям стало интересно, потому что в других школах этого не было, а им предложили.

Даже в стандартной легкой атлетике можно добавить разнообразия. Мы, например, закупили барьеры и попробовали барьерный бег. Детям так интересно, они никогда такого не делали. Когда ученикам предлагают что-то новое, необычное, у них это находит отклик. Мы пробовали даже спортивное ориентирование давать на уроках, и детям тоже понравилось.

Почему у взрослых столько негатива осталось после школьной физкультуры? Все просто: уроки не изменились. Что в 80-х годах, что в 90-х, что в нулевых. Нужно пробовать новое. Тогда и детям, и самому учителю становится интересно.

— Есть ли возможность у государственных школ так экспериментировать или, если учитель физкультуры хочет там внедрить что-то вроде йоги, он должен согласовать это с руководством образования, подготовить кучу бумаг, придумать критерии и нормативы, по которым будет оценивать? Я хочу понять: учителя этого не делают массово, потому что это сопряжено с какими-то барьерами, или просто не хотят?

— Что касается государственных школ, рамки у них намного уже по сравнению с частными, которые могут позволить себе попробовать что-то новое. Тем не менее, определенные подвижки есть и там. У учителя есть ФГОС, есть программа. Насколько я помню, каждый учитель вправе внести до 30% изменений в программу. А 30% — это, я вам скажу, немало. Пишется своя программа, утверждается. Ключевой фактор — продумать безопасность. Если техника безопасности будет обеспечена на высшем уровне и позволит избежать травматизма, проблем возникнуть не должно. Я думаю, йогу никто не запретит внедрять, потому что для нее не нужно дополнительного оборудования, а коврики места много не занимают.

Вы правильно обозначили проблему: а как оценивать йогу? Здесь нужно подумать, как именно оценить знания, которые дает философия йоги, что там важно, как называются асаны, как их правильно выполнять. Затем предложить ученику составить свой комплекс упражнений, провести его для своего друга, родителей, бабушки, может даже записать на видео и показать фрагмент в соцсетях. А потом обсудить с ребенком, что получилось, что нет, и чего ему не хватает, чтобы стать инструктором йоги. Вот вам практически готовые критерии. Осталось прописать, за что и какие оценки мы ставим.

— Исследование Минздрава, которое проводили в 2017 году, показало, что 39% школьников выпускаются со сколиозом, плоскостопием, патологиями суставов. Еще больше — 63% — к 11 классу имеют функциональные нарушения, которые еще не проблемы со здоровьем, но уже намек на них. Количество таких детей, пусть и не резко, растет. Даже 40% детей с проблемами опорно-двигательного аппарата — это много. Как работать с такими детьми?

— Такая проблема, действительно, существует. По своей школе скажу, что у нас примерно треть детей имеют определенные отклонения в состоянии здоровье, и чаще всего это, действительно, проблемы опорно-двигательного аппарата. Вопрос в степени этих отклонений. У нас есть деление на четыре медицинские группы: основная, подготовительная, специальная, которая подразделяется на «А» и «Б». Если учитель знает, кто из его учеников к какой группе относится, он может действовать соответственно и корректировать планы занятий. Но не всегда обследования проводятся своевременно и не всегда эта информация доходит до учителя.

Каким способом решать эту проблему, если учитель знает? Сейчас есть два основных подхода. Первый — если позволяет штат, выделить детей с серьезными отклонениями, которые относятся к спецгруппе и, по рекомендации врача, могут заниматься только лечебной физкультурой и ничем больше, в отдельную группу со своим преподавателем.

Но вести занятия ЛФК, согласно требованиям Минздрава, Минобра, может только преподаватель с медицинским образованием. Хорошо, у нас в школе такой есть, и может подобрать для каждого ученика подходящие ему восстанавливающие упражнения. Часто в школах таких специалистов нет, и тогда дети с серьезными нарушениями хотят на специальные занятия в поликлинику, а оттуда приносят справки учителям физкультуры с рекомендованной оценкой, которую просто переносят в журнал.

Второй вариант — если отклонения незначительные, например, сколиоз 1 степени, можно не выделять детей в отдельную группу, и дать возможность заниматься всем вместе. Ведь иногда дети чувствуют себя в такой ситуации не совсем комфортно, особенно в подростковом возрасте. Они понимают, что есть основной поток детей, которые занимаются «обычной» физкультурой, а они — другие. Кому-то такое положение не совсем приятно. Тогда они начинают скрывать информацию о здоровье от учителя, лишь бы быть со всеми и не выделяться. Это не очень хорошо. Поэтому мы, например, в таких случаях используем дифференцированный подход. У меня сегодня был урок в 9 классе, где двоим мальчикам по медицинским показаниям нельзя выполнять кувырок вперед. Я об этом знаю, и предложил им другое задание на то время, когда остальные выполняли этот элемент.

— Я знаю, что на практике есть и третий вариант, когда дети из спецгруппы занимаются вместе со всеми, просто оценку им ставят на балл выше.

— То, что они занимаются вместе со всеми и делают все те же упражнения, не совсем правильно. Учитель должен знать, какие упражнения можно выполнять, какие — нет. В идеале, учитель физкультуры должен работать в тесном контакте с врачом, знать медицинскую историю учащихся. Бывают случаи, когда ребенку нельзя бегать на длинные дистанции, потому что у него проблемы с дыхательной или сердечно-сосудистой системой. Сейчас очень много факторов, провоцирующих астму. Поэтому для кого-то занятие на улице — это свежий воздух, а для кого-то — весенняя пыльца или осенняя листва. Это тоже важно учитывать.

Хуже, когда учитель физкультуры не получает информацию о здоровье, а потом мы видим статистику несчастных случаев на уроках. Поэтому я обращаюсь к родителям: не скрывайте информацию от учителя физкультуры. Чем больше он знает, тем больше шансов, что все будет хорошо.

Анна Семенец