Posted 23 марта 2022,, 15:36

Published 23 марта 2022,, 15:36

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Исчезнут ли чеки, подгузники и книги?

23 марта 2022, 15:36
Какую бумагу не производят в России, как быстро мы могли бы наладить выпуск и станем ли, рассказал председатель правления «Бумпром» Юрий Лахтиков.

Из-за ухода западных компаний с российского рынка и санкций, наложенных на страну после начала спецоперации в Украине, в России возникли проблемы с мелованной бумагой, на которой выпускают детские книги и журналы, с кассовой лентой, с офисной бумагой. ФНС уже разрешила магазинам не выдавать бумажные чеки, если их не требуют покупатели. ФАС запланировала проверку обоснованности цен на бумагу, которые выросли до 1 тысячи рублей за пачку. «Почта России» из-за дефицита бумаги призывает перейти на электронный документооборот, а издатели предупреждают о росте цен на книги до 25%. Какую бумагу производят внутри страны, какую раньше закупали за границей, есть ли альтернатива европейским поставщикам и как быстро можно наладить выпуск утраченного импорта в России, рассказал «Росбалту» председатель правления российской Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром») Юрий Лахтиков.

Мелованная бумага

— Есть ли у нас собственное производство мелованной бумаги или она вся импортная?

— Производство есть. Основной объем выпускается на двух предприятиях: филиал Группы «Илим» в Коряжме (Архангельская область) и на ЦБК «Кама» (Пермский край). В 2021 году объем производства мелованной бумаги и картона для печати по сравнению с 2020 годом вырос на 17% и составил 104 тыс. тонн.

— Если производство есть, то достаточно ли его для того, чтобы закрыть потребности России?

— Недостаточно, уровень импорта составляет около 750-800 тыс. тонн ежегодно.

— В чем особенности производства мелованной бумаги?

— Добавляется этап мелования. Как правило — каолином или его аналогами. Обычно это делается в два шага: сначала готовое бумажное полотно проходит через меловальную установку, встроенную в бумагоделательную машину, а затем происходит окончательная стадия мелования на отдельном меловальном оборудовании. Еще обычно добавляется этап каландрирования, для придания бумаге повышенной гладкости и плотности.

— Как быстро можно наладить производство такой бумаги внутри страны, что для этого нужно, какие меры уже предпринимает бизнес?

— В необходимом объеме быстро наладить производство не получится — потребуется проведение НИОКР на действующем оборудовании, кредиты банков, закупка дорогостоящих зарубежных установок, монтаж, испытания… В текущей ситуации даже при максимальной поддержке со стороны государства потребуется, как минимум, полгода-год.

Бизнес в данной ситуации может максимально загрузить действующие мощности, чем, собственно, и занимается. Результаты увидим по итогам производства в марте–апреле.

Если наладить производство мелованной бумаги быстро не получится, то откуда мы можем ее везти?

— Из Китая. Там ее делают в больших объемах, так что за счет Китая потребности мы закроем. Но, я думаю, что потребление бумаги все-таки будет уменьшаться.

— Но мелованная бумага — это детские книги, календари…

— Да, а еще глянцевые журналы, небольшой частью — учебники.

— Вы говорите, что потребление малованной бумаги будет снижаться. Почему?

— Естественный ход истории говорит об этом. Потребление бумаги во всем мире снижается, и мы от этого тоже никуда не денемся. Цифровизация, уход от печатных СМИ в цифровые — это уже происходит. Кроме того, обычно потребление бумаги растет там, где растет экономика. А у нас потребление стагнирует последние 4-5 лет, а в текущем году, я думаю, оно снизится еще сильнее.

Офисная бумага

— Сообщения о том, что бумага подорожала, связывают с отсутствием необходимых компонентов для отбеливания. Это так?

— Да, в первую очередь, из-за того, что закончились запасы химикатов для отбелки целлюлозы и остановилось производство офисной бумаги на Светогорском комбинате компании «Сильвамо Корпорейшн Рус».

— Откуда мы их получали? Почему с ними возникли сложности?

— Конкретно «Сильвамо» получали химикаты из Финляндии. Отказ производителя химикатов (компания Кемира) в поставках в Россию и привел к возникновению трудностей.

— Насколько сложны эти химикаты? Можем ли мы наладить их производство у себя и насколько быстро?

— Компоненты не являются сложными в производстве, но потребуют дополнительной загрузки мощностей работающих химкомбинатов. Если создавать производство непосредственно на предприятиях ЦБП, понадобится восстанавливать демонтированное оборудование и получать у Минприроды лицензии на производство химикатов, а в дальнейшем иметь массу проблем в отношениях с природоохранными органами, которые за последние годы максимально проявили свою нацеленность на поиск нарушений и наказания в виде штрафов.

— Если решится проблема с отбеливанием, других проблем с выпуском бумаги не будет?

— Нет, не будет, но быстро проблема с отбеливанием не решится. Только в случае адресных поставок химикатов в необходимом объеме из дружественных стран. Но транспортные коридоры и пропускная способность пограничных переходов и таможенных постов в направлениях Ближний Восток и Юго-Восточная Азия явно недостаточны.

— Что в этой ситуации делает бизнес, чтобы продолжат выпуск?

— Компания «Сильвамо» в рекордно короткий срок — в течение двух недель — приняла решение по организации производства офисной бумаги не из беленой целлюлозы, а из полуцеллюлозы, уже получена тестовая партия бумаги нового качества, сейчас она проходит испытания. Предварительно все необходимые показатели — плотность, прочность, пылимость, впитываемость соответствуют действующим стандартам. Оптическая характеристика — белизна — незначительно ниже традиционной, но на качестве печати и восприятия это не сказывается. А экологичность новой продукции за счет отказа от химикатов даже лучше, значит, можно будет дополнительно рекомендовать данную бумагу к использованию в дошкольных и школьных организациях, медицинских учреждениях, использованию в архивах долгого хранения.

— В »Сильвамо» быстро переориентировались. Но это ведь не единственная компания, которая производит офисную бумагу для российского рынка.

— Бумагу для России 50/50 производят «Сильвамо Корпорейшн Рус» и «Монди СЛПК». У «Сильвамо» наиболее известная марка — «Балет», у «Монди» — «Снегурочка». Второй производитель больше работает на Центральный регион и немного — на Северо-Запад. Потребности Санкт-Петербурга, Карелии, Севера, в основном, закрывал Святогорский комбинат «Сильвамо». Отключение его от импорта и вызвало дефицит, ажиотаж и взлет цен. Причем цены, насколько я понимаю, выросли не у комбината. Они говорят, что цены не повышали и не собираются повышать, по крайней мере — так резко и скачкообразно. Так что вопрос, скорее, к перекупщикам.

— «Монди» тоже свое производство перестроили или у них нет проблем с импортными химикатами?

— Они используют такую же точно технологию, как была на «Сильвамо». Просто у них чуть больше запасов химикатов. Сейчас, я думаю, они активно ищут прямые поставки из Китая или надеются на помощь от головной компании Mondi Group. Если головная компания поможет импортировать химикаты, например, через Турцию, тогда завод будет продолжать выпуск офисной бумаги по традиционной технологи. Если нет, тогда, скорее всего, будут уменьшать объемы либо переходить на выпуск небеленой бумаги.

— Но у них, по крайней мере, есть запас времени на то, чтобы перестроиться, поскольку есть запас химикатов?

— Не очень большой, но есть. Я вчера разговаривал с их представителями. Они говорят, что еще месяца два-три будут спокойно себя чувствовать, поскольку у них складские мощности больше, а экологически требования в Республике Коми не такие жесткие. «Сильвамо» же находится на границе с Финляндией, поэтому у них ситуация немного посложнее — действуют достаточно жесткие ограничения в плане складских мощностей для хранения химикатов.

«Монди» пока работают по традиционной схеме. В ближайшее время «Сильвамо» выйдет со своей бумагой «в полный рост». Тогда у потребителей будет возможность выбирать между традиционной и новой небеленой бумагой. Она такого кремового оттенка. С закрытыми глазами по плотности одну от другой не отличить. За счет того, что небеленая бумага выпускается без импортных химикатов, она даже будет немного подешевле.

— А беленая подорожает?

— Она уже подорожала. Если убрать за скобки ажиотаж, бумага в любом случае дорожает за счет того, что дорожает логистика, растут общие издержки, цены на энергию. Сейчас к этому добавятся вопросы по комплектующим и расходникам: не по химии, а по оборудованию. Я думаю, «Монди» будут стараться держаться на уровне инфляции, не повышая цены сверх предела.

Бумага для кассовых лент

— В чем проблема с кассовыми лентами? Мы их не производим?

— Производим в очень малом количестве.

— Можно ли решить проблему с дефицитом, наладив собственное производство, и сколько времени на это потребуется?

— Решить проблему можно также, как с выпуском мелованной бумаги: НИОКР, кредиты, закупка оборудования, договоры с бумажными фабриками о производстве бумаги-основы, договоры с потребителями. Срок — полгода в лучшем случае.

— Я думаю, многие россияне с удивлением обнаружили, что кассовые ленты в России не производили. Откуда мы их брали?

— В основном — из Европы: Германия, Финляндия, какое-то небольшое количество завозили из Италии и Франции. С учетом того, что объемы потребления такой бумаги в России не очень большие, комбинатам это было не интересно изначально. С чековой лентой пришлось бы заводить еще один вид продукции, еще одну дилерскую цепь создавать. Сама бумага для кассовых лент есть, мы ее делаем. Проблема в ее разрезании под нужный формат. А вот станков, с помощью которых можно заниматься раскроем больших рулонов, у нас как раз и не хватает. Их в стране практически нет.

Наполнитель для подгузников

— Какие еще проблемы с бумагой могут возникнуть из-за отсутствия импорта, логистических трудностей?

— У нас нет производства распушенной целлюлозы, которая нужна для выпуска санитарно-гигиенической продукции. Я пока не говорю про туалетную бумагу, больше про подгузники для взрослых и для детей. Такое производство у нас в стране тоже отсутствует. Я думаю, через какое-то время с этим тоже может возникнуть проблема, если уже не возникла. Крупнейшие производители подгузников уходят с российского рынка, цена на них уже взлетела, а собственного производства «наполнителя» у нас нет.

Собственное производство: могут, но захотят ли?

— До сих пор предприятиям было неинтересно заниматься производством ни отбеливающих химикатов, ни кассовых лент, ни мелованной бумаги. Сейчас что-то изменится?

— В текущих условиях при текущем уровне господдержки пока предприятиям это по-прежнему не интересно, даже с учетом того, что цены взлетели. Мы понимаем, что цены как быстро взлетели, так же быстро могут уйти вниз, как только ситуация разрешится. Тот же Китай сейчас увеличит объемы производства и завалит нас своим импортом, а поскольку мы с ними идем по пути долгосрочного сотрудничества, для них будет действовать режим максимального благоприятствования. Тогда мы окажемся в ситуации, когда мы со своими инвестпроектами, пусть даже на полгода, и со своими кассовыми лентами будем уже не нужны, когда рынок захватит Китай, а может и Европа к тому времени подтянется.

Предприятия, особенно крупные, очень осторожно относятся к долгосрочным прогнозам. Много раз государство обещало поддержку, много раз пролетали мимо нее, получали взамен головную боль в виде природоохранных требований и прочего со стороны надзорных органов. Здесь предприятиям нужны гарантии, четкая программа, рассчитанная государством на годы, а не просто — «сейчас нам надо, давайте сейчас делайте». Завтра Китай запустит поставки, и у нас все эти договоренности тут же будут пересмотрены, а предприятия останутся со своими вложениями у разбитого корыта.

— Получается, действующие в России производства будут как-то подстраиваться под нынешние условия, искать варианты. А о запуске того, что в России до сих пор не производили, речи пока не идет?

— Все зависит от уровня господдержки и госгарантий. Если государство скажет: «На пять лет вы освобождаетесь от налогов, мы гарантируем сбыт вашей продукции в полном объеме на внутреннем рынке, мы гарантируем, что по мере ввода ваших мощностей мы будем закрывать возможности для импорта иностранных компаний», тогда можно говорить о каком-то развитии. Иначе, я боюсь, ничего из этого не получится.

Наши коллеги из департамента Минпромторга уже говорят о том, что сейчас они активно прорабатывают вопрос ухода в бесчековую оплату. Как в McDonald’s было: хочешь — берешь бумажный чек, хочешь — он тебе в смс придет или на электронную почту. Об этом тоже много говорят. Так что, пока не известно, по какому пути мы пойдем. Перепрофилированием для нужд внутреннего рынка нужно было заниматься давно, но мы привыкли сидеть на импорте. Предприятия наши не обвиняю, они действовали логично в той ситуации. Для них чем проще, тем лучше. У нас и так законодательство настолько сложное, что обязательно где-нибудь на что-нибудь нарвешься.

Анна Семенец