Posted 20 июля 2022,, 11:35

Published 20 июля 2022,, 11:35

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Флот США оказался не готов к «большой войне»

20 июля 2022, 11:35
Американцам нужны фрегаты, чтобы сдерживать геополитические амбиции России. В противном случае Черное море останется «ее задним двором».

О глобальном противостоянии между Россией и западным миром, возглавляемым США, сегодня говорится много и часто. Причем, как может показаться на первый взгляд, все аспекты этого противоборства уже достаточно подробно проанализированы. Однако неумолимая логика конфронтации подсказывает новые формы соперничества.

Американская военная мысль не стоит на месте. Наглядный тому пример — статья «ВМС США необходимо больше малых военных кораблей для противодействия России» (U.S. Navy Needs More Small Warships to Counter Russia), опубликованная в издании Stars and Stripes («Звезды и полосы», неофициальное название флага Соединенных Штатов). Данная точка зрения важна еще и потому, многие называет эту ежедневную газету органом Министерства обороны США. И хотя издатель заокеанского «боевого листка» явно не согласен с подобной характеристикой, утверждая, что он «предоставляет независимые новости и информацию для американского военного сообщества», в любом случае крайне интересно узнать, о чем сейчас думают зарубежные коллеги отечественных журналистов из «Красной звезды».

Итак, военные аналитики из Соединенных Штатов считают, что американские военно-морские силы до сих пор придерживаются стратегии «синей воды» (blue-water navy), то есть делают ставку на крупные корабли, способные действовать в дальней морской и океанской зонах. В то время как Россия предпочитает оснащенные ракетами малые суда, корветы и фрегаты, которые помогают ей постепенно «завоевывать территорию и влияние». Правда, российские корветы и фрегаты не предназначены для сражений с ВМС США, высказывает мнение директор Центра оборонных концепций и технологий Гудзоновского института (США) Брайн Кларк, они позволяют ВМФ РФ обеспечивать береговую оборону в Черном и Балтийском морях и держать в напряжении соседние недружественные страны. Более того, морская стратегия Кремля в долгосрочной перспективе создает трудности для США, потому что она может помешать защите американских союзников и партнеров.

«Проблема в том, что возможности вести „большую войну“, которыми располагают ВМС США, не очень подходит для такого противостояния. Они представлены в виде крупных ударных авианосных групп, способных защищать себя сами, а это, как правило, рассматривается региональными странами как провокация», — пояснил свою мысль Кларк.

ВМС США пытались восполнить этот пробел с помощью литоральных боевых кораблей (Littoral Combat Ship, LSC, прибрежный боевой корабль). По задумке идеологов этого проекта, суда подобного класса должны были составить примерно одну шестую часть американского военно-морского флота. Но с самого начала эта программа была сопряжена с многочисленными трудностями, вызванными перерасходом средств и ненадлежащим уровнем боевых возможностей этих кораблей.

Между тем вместо литоральных боевых кораблей ВМС США нужны фрегаты, которые могли бы взять на себя некоторые аналогичные функции и при этом иметь более толстую броню и огневую мощь, чем LCS. Однако приобретение нового фрегата типа Constellation, созданного на основе разработок французских и итальянских военных конструкторов, происходит медленно. Дело в том, что в Конгрессе США возникли опасения в должной проработанности проекта в целом. Поэтому закладка Constellation должна состояться только в этом году, тогда как введение его в строй ожидается не ранее, чем через несколько лет.

Эксперт по вопросам безопасности Черного моря из Королевского колледжа Лондона Дебора Сандерс особо отмечает, что на вооружении России состоят корветы, фрегаты, «грозный подводный флот» и крылатые ракеты «Калибр». «Это позволяет российскому флоту демонстрировать свою силу на любом морском театре и использовать их огневую мощь для поддержки операций на суше, как мы видели на Украине», — считает Сандерс.

С точки зрения газеты Stars and Stripes, в настоящее время США стремятся не допустить выхода военного конфликта за пределы Украины, потому что подобное развитие событий может еще больше дестабилизировать глобальную безопасность. Но для этого потребуется «либо более значительный вклад в патрулирование со стороны союзников и партнеров с кораблями, лучше приспособленными для миротворческих и полицейских миссий, либо большее количество небольших американских судов, либо сочетание того и другого».

Отдельно стоит сказать о том, что с аналогичными проблемами Вашингтон сталкивается в Азии, в которой, по мнению Вашингтона, «флот и амбиции Китая продолжают расти». Брайн Кларк полагает, что США необходимо создать особую часть ВМС, которая смогла бы выполнять «эти прибрежные и региональные задачи». Это позволит американским военно-морским силам «сосредоточиться на сценариях большой войны» и в то же время не отставать в повседневной борьбе за региональное влияние.

Ежедневное присутствие американских фрегатов в восточном Средиземноморье, а также в Черном море, показало бы России, что последнее «не является ее задним двором». Ведь, помимо РФ, оно омывает берега еще пяти государств — Грузии, Украины, Болгарии, Румынии и Турции, и к тому же последние три страны входят в НАТО. «Но вы не сможете этого сделать, если у вас небольшие силы, состоящие из высококлассных военных кораблей, потому что вы не сможете держать их там так долго», — подытожил Брайн Кларк.

Однако представляется, что американская программа строительства небольших военных кораблей обретет свои окончательные контуры уже только после ноябрьских выборов в Конгресс США. Так что предстоящая поздняя осень во многих смыслах обещает быть жаркой

Роман Трунов