Posted 22 августа 2022,, 20:09

Published 22 августа 2022,, 20:09

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Смог и жара: как адский коктейль бьет по организму

22 августа 2022, 20:09
Уже несколько регионов затянуты дымом от лесных пожаров. Что делать, чтобы обезопасить себя?

С прошлой недели жители Москвы и Подмосковья периодически жалуются на запах гари. Сейчас ситуация усугубляется наступающей жарой: в Подмосковье и сопредельных областях вплоть до четверга прогнозируется пятый, чрезвычайный, класс пожарной опасности — температура воздуха будет доходить до 33 градусов, что на 7-8 градусов выше нормы, а дождей не ожидается.

Дым от лесных пожаров в Рязанской области будет ощущаться в столичном регионе по меньшей мере еще неделю, пишет «Интерфакс». По словам научного руководителя Гидрометцентра Романа Вильфанда, на которого ссылается агентство, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации с распространением запаха дыма и гари можно будет, когда пожары будут потушены. Известно, что в воскресенье Москва дополнительно перебросила в Рязанскую область для борьбы со сложными пожарами группировку в 8,5 тыс. человек и 200 единиц специальной техники.

«Пожары фиксируются не только в Рязанской области, но и во Владимирской, Нижегородской, что тоже к востоку от Москвы. И везде такая ситуация — жарко, осадков не прогнозируется, а ветер восточный, южный и юго-восточный», — отметил Вильфанд.

Площадь лесных пожаров в Ханты-Мансийском автономном округе, дым от которых доходил до жителей Тюменской, Челябинской, Свердловской и Курганской областей, за минувшие выходные выросла почти в семь раз. Сегодня на запах гари также жалуются жители Екатеринбурга. По словам Вильфанда, даже когда пожары потушат, пожарище продолжит дымиться.

Кому стоит опасаться смога?

Влияние климатических факторов на здоровье неплохо изучено, в том числе и в Москве — после жары и смога, которые охватили город в 2010-м году, отметил доктор медицинских наук, профессор ВШЭ, вице-президент «Общества специалистов доказательной медицины» Василий Власов. «Во время жары, да еще и с дымом от природных пожаров, умирают больше людей. В основном, это люди старшего возраста или те, кто помоложе — среднего возраста, но с хроническими заболеваниями. В частности, с заболеваниями легких. Статистика отражает рост смертности, но поскольку у нас сейчас катафалки с похоронным маршем по городам не ездят, повышенная смертность не видна — и люди ее не замечают. Я подозреваю, что для того, чтобы люди ее заметили, смертность должна быть в разы выше, чем была, скажем, на пике пандемии ковида», — высказывает мнение Власов.

В первую очередь в группе риска оказываются люди с заболеваниями сердечно-сосудистой и легочной систем, поэтому при разработке мер профилактики развития осложнений на фоне смога в первую очередь стоит обращать внимание именно на них», — рассказал участковый терапевт Иван Смирнов (фамилия изменена по просьбе спикера — «Росбалт»). По словам врача, чтобы оценить уровень опасности для здоровья, нужно знать, насколько воздух загрязнен смогом, какова концентрация углеводородов. При этом важно помнить, что дым от лесных пожаров суммируется с автомобильными выхлопами, которыми дышат жители больших городов.

Как смог влияет на течение ковида?

По мнению Власова, практически никак. «Вряд ли смог окажет существенное влияние на заболеваемость ковидом. Конечно, если бы жара и дым заставили людей хоть на время отказаться от тусовок, заболеваемость снизилась бы. Но, я думаю, не заставят, и люди все равно пойдут и подхватят вирус. Однако никаких оснований для того, чтобы думать, что будет хуже, у меня тоже нет. Смог слабый, повышение температуры — умеренное. Если бы температура воздуха в дневные часы доходила до 40 градусов, тогда, я думаю, сама жара была бы убийственной, и пациенты с ковидом болели бы хуже и тяжелее. Что касается задымления, то в крупных городах степень загрязнение воздуха и так высока, и эта небольшая добавка от лесных пожаров практически ничего не меняет», — полагает собеседник «Росбалта».

Теоретически можно было бы предположить, что на фоне смога ухудшается иммунная система, ослабляются защитные механизмы верхних дыхательных путей, что, в свою очередь, может сказаться на заболеваемости ковидом, однако что-либо утверждать без проведенных клинических исследований нельзя ни в коем случае, отметил в свою очередь участковый терапевт. «Если мыслить творчески, то согласно имеющемуся патогенезу развития ковида и его осложнений, смог, казалось бы, должен ухудшить течение болезни. Но на самом деле все может быть не так. На все должны быть проведены клинические исследования, которые нам четко скажут, каким образом смог влияет на заболеваемость ковидом и течение болезни. Пока таких исследований нет, утверждать что-то было бы неправильно. Но провести такие исследования довольно сложно, поскольку смог — не такое частое и длительное явление, например, для Москвы», — пояснил он.

Как защититься от смога — дома и на улице?

«Если у человека, например, хронический бронхит, можно немного уменьшить раздражающее воздействие дыма с помощью масок. Маски высокой степени фильтрации типа N95 неплохо задерживают дымовые частицы. Ими можно защищать себя от смога, выходя на улицу. Но на жаре человеку становится значительно хуже в такой маске, чем без нее, что тоже нужно учитывать. Подчеркиваю, я говорю не про тряпочные маски, а именно про маски N95. Они есть в аптеках, их можно купить и использовать. Причем, маски, которые используются для защиты от дыма, не обязательно выбрасывать через три часа. Они могут использоваться дольше», — отметил Власов.

Тем, кто остается дома, следует закрывать окна, как только на улице появилась дымка и стал ощущаться запах зари, советует в свою очередь терапевт. «Если держать окна закрытыми в такую жару сложно, нужно завесить проемы влажной тканью, которая будет задерживать частицы дыма», — отметил он.

Однако, по мнению Власова, сейчас для людей с хроническими заболеваниями высокая температура воздуха в дневное время, особенно в Москве, является более травматичной, чем дым. «Для людей, у которых нет дома кондиционеров, рекомендация — находиться в общественных местах, где они есть, или на открытом воздухе в тени, где жара переносится легче. И таким вот образом выживать», — отметил он.

Тем, у кого нет возможности пережидать жару в ближайшем ТЦ или парке, Власов советует закрывать окна на день. «Большая глупость — в жаркое время дня держать окна открытыми, поскольку квартира мгновенно наполняется горячим воздухом, а солнечные лучи разогревают стены. Открывать окна и проветривать квартиру лучше ночью. В Москве, к счастью, температура воздуха ночью снижается довольно неплохо — до 20 градусов и ниже. Это позволяет ночью хорошо проветривать квартиру, чтобы она охладилась, а днем закрыть окна и жалюзи или занавески на солнечной стороне. В таком случае можно достаточно длительное время, до двух часов дня, сохранить температуру в комнате ниже, чем на улице. Те, у кого есть лишние 100 рублей, могут купить металлизированную отражающую пленку на окна, которая снижает проникновение тепла в квартиру. Но я подозреваю, что многие давно уже это сделали», — отметил он.

Чтобы поддержать организм в период жары и смога, нужно пить много воды и есть побольше антиоксидантов — овощей, фруктов с большим содержанием витамина С, рекомендует Смирнов. Например, пить лимонный компот, есть апельсины. «Для людей с проблемами легочной и сердечно-сосудистой систем хорошо употреблять в пищу побольше авокадо», — отметил собеседник «Росбалта».

Может ли вырасти смертность из-за смога?

«Москва, Петербург, все крупные города довольно сильно задымлены и безо всяких лесных пожаров, и всякий желающий может посмотреть, например, как загрязнен воздух столицы, или найти такие же данные по Екатеринбургу, Челябинску, где ситуация много хуже. Дополнительная отрава в воздухе от лесных пожаров не так уж велика», — отметил Виктор Власов.

По словам эксперта, климатические факторы, действительно, отражаются в статистике смертности, однако, дать какой-то усредненный прогноз роста смертности от жары и смога категорически невозможно. «Дело в том, что при повышении температуры воздуха в городах образуется уникальная комбинация факторов окружающей среды, которая включает в себя и мелкодисперсную пыль, и повышенное количество образующегося озона, и окиси азота. В каждом городе в таком случае оказывается уникальная концентрация, поэтому делать какие-то предварительные расчеты о влиянии на смертность было бы в высшей степени некорректно», — отметил он.

Анна Семенец