Posted 30 августа 2022,, 13:32

Published 30 августа 2022,, 13:32

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Nokia и Ericsson уходят: что будет с сотовой связью и интернетом

30 августа 2022, 13:32
Сколько продержатся без импортного оборудования российские операторы, как скоро траффик может замедится, а сбои стать привычными, обсудили с экспертами отрасли.

После введения антироссийских санкций крупнейшие иностранные вендоры, финская Nokia и шведская Ericsson, поставлявшие оборудование операторам связи, заявили об уходе из России. На днях стало известно о планах Ericsson до конца 2022 года закрыть российское представительство и сократить всех сотрудников, в том числе оказывающих техподдержку оборудования на сетях операторов связи, пишет «Коммерсант». Nokia тоже намерена закрыть российское юрлицо, а сотрудников уволить. Единственным крупным игроком на этом рынке, который никаких заявлений относительно сотрудничества с Россией не делал, остается китайская Huawei. Весной с их стороны тоже наблюдались проблемы с поставками оборудования и заключением новых контрактов с российским бизнесом, сообщали «Известия», однако позднее оборудование снова начали завозить в Россию, отмечали в РБК.

Крупнейшими заказчиками Ericsson в последние годы были МТС и Tele2, пишет «Коммерсант». Оборудование Nokia закупали МТС, Вымпелком (Билайн) и Мегафон, сообщали CNews. В МТС отказались комментировать ситуацию с поставками импортного оборудования и ее влияние на качество связи. В Билайн и Мегафон на запросы «Росбалта» не ответили. Как ранее сообщали в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), «по предварительной оценке операторов, текущих резервов оборудования хватит на 4 — 6 месяцев. С июля — августа 2022 года существенно возрастает риск аварий и нарушения стабильности работы сети».

Как рассказал «Росбалту» аналитик MForum Analytics Алексей Бойко, российские сети операторов сотовой связи, если говорить о радиооборудовании (базовых станциях) и решениях ядра сети, построены примерно на 100% на импортных решениях. «Основными поставщиками выступали Ericsson, Huawei и Nokia. В связи с уходом с рынка России компаний Ericsson и Nokia, закупки оборудования этих компаний затруднились. К счастью для российских операторов, в 2021 году практически все участники рынка произвели крупные закупки оборудования, которого хватает на то, чтобы поддерживать работоспособность построенных сетей и даже вести их модернизацию. Демонтируемое старое оборудования в большинстве случаев тоже работоспособно и пригодно к использованию там, где в нем возникает потребность», — отметил Бойко.

Директор Института исследований интернета, ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян тоже считает, что пока трудности с поставками импортного оборудования на качестве связи никак не сказались. Причин, по словам эксперта, здесь несколько.

«Во-первых, операторы связи до весны 2022 года успели заказать и получить определенное количество оборудования и сделать некоторые запасы. Поэтому на какое-то время, примерно на год, потребность в новом оборудовании была закрыта. Во-вторых, Минфицры отменило часть требований из „пакета Яровой“, что тоже высвободило оборудование для использования в других целей. В-третьих, правительство снизило ряд нормативных требований к качеству услуг связи. Это означает, что оборудование теперь можно использовать более экономно — дольше или меньше — за счет незначительного снижения тех характеристик, которые действовали до недавних пор. Наглядный пример — ограничения в трафике. У нас безлимитного трафика почти ни у кого из операторов не осталось. Безлимитный трафик обычно непропорционально используется малым числом клиентов, но именно они довольно сильно подгружают сеть. Все это в совокупности позволит сохранять качество услуг связи точно до конца года. А дальше посмотрим, что будет с новыми поставками оборудования. Условно говоря, если к тому времени операторам удастся найти других поставщиков, наладить параллельный импорт, то для пользователей ничего и не изменится. Кроме того, в России есть зачатки собственного производства оборудования для связи на замену импортному. Проблема в том, что они используют импортные же комплектующие. И даже если мы не завозим импортное оборудование целиком, остаются проблемы, связанные с поставками импортных комплектующих», — отметил Казарян.

Как рассказал «Росбалту» Евгений Морозов, гендиректор телекоммуникационной компании MSK-IX, к которой подключены операторы связи, социальные сети, поисковые системы, сейчас в компании есть большой запас портовой емкости и оборудования, и их инфраструктура способна принять трафик, в несколько раз превышающих текущий. На сетях компании оборудование Ericsson не используется. «Если говорить вообще об ушедших брендах с российского телеком-рынка, то на данный момент наша компания рассматривает предложения на услуги техподдержки от нескольких альтернативных поставщиков, так что на качестве передачи данных и на конечных пользователях это никак не отразится», — считает он.

По словам Бойко, сейчас стали возникать проблемы с истекающим сроком действия некоторых лицензируемых фич сети, например, лицензий, на основе которых действуют транспортные решения на основе радиорелейных линий. «Операторы стараются решить проблему с поставками и лицензиями. В последнее время наметились позитивные сдвиги. Но подробнее об этом говорить не стоит, чтобы не столкнуться с коррективами санкций, которые сделали бы решение проблемы еще более сложными», — отметил собеседник «Росбалта».

По его словам, дальнейшее развитие событий зависит от ряда составляющих. «Прежде всего — от возможностей закупки зарубежных решений у прежних поставщиков или, при невозможности, у других поставщиков. Кроме того, в теории операторы смогут начать переход на использование российского оборудования, если будет налажен его серийный выпуск, а функциональность и качество окажутся приемлемыми. Если, вопреки ожиданиям, оба варианта почему-либо окажутся недоступными, мы с высокой вероятностью заметим снижение скоростей доступа к интернету или даже сбои в работе сетей, не позднее, чем через 6-8 месяцев», — предупреждает Бойко.

Казарян тоже считает, что, если вопрос с оборудованием операторам связи не удастся решить к концу года, пользователи могут заметить снижение скорости интернета. «В остальном, думаю, проблемы будут не так заметны. По крайней мере, каких-то серьезных сбоев на регулярной основе быть не должно», — полагает он.

Помимо «железа», по словам Казаряна, есть еще программное обеспечение, которое нуждается в обновлениях и поддержании работоспособности. «Насколько я понимаю, у всех российских операторов есть компетенции по обслуживанию этого софта. Более того, в значительной мере он переписывался под собственные нужды, так что, я думаю, с этим проблем тоже не возникнет», — отметил собеседник агентства.

Анна Семенец