Posted 30 мая 2001,, 11:54

Published 30 мая 2001,, 11:54

Modified 2 апреля, 14:57

Updated 2 апреля, 14:57

Ближний Восток хочет мира. И рассчитывает на Россию

30 мая 2001, 11:54

Противники в Ближневосточном кризисе требуют от Москвы чуда урегулирования. Москва дает понять, что чудес не бывает. И, наращивая дипломатические усилия, отказывается от лавров единоличного миротворца на Ближнем Востоке. Как и от персональной ответственности за возможный провал.

С разницей меньше, чем в неделю в Москве побывали и министр иностранных дел Израиля, и Ясир Арафат. Такое стремление противников ближневосточного кризиса встретиться с российским руководством, означает не только признание роли России на Ближнем Востоке, но и понимание и той, и другой стороной необходимости урегулирования конфликта. При этом стороны хотят, чтобы кто-то третий взял на себя ответственность за урегулирование.

Поскольку у США это пока не очень получается, (т. е. ответственность есть, а успехов все нет и нет), и израильтяне, и палестинцы взывают к России.Cначала говорятся очень приятные слова о признании роли России на Ближнем Востоке, о возможностях российского авторитета в урегулировании конфликта, а потом звучат прямо-таки требования немедленно вмешаться и все уладить.

Ясир Арафат прямо заявил, что ждет от России быстрых и решительных шагов, чтобы восстановить мир на Ближнем Востоке. Однако Москва, похоже, в данном случае, предпочитает учитывать ошибки Вашингтона и не наступать на уже известные грабли. Российская позиция, несмотря на приятные слова в свой адрес, остается прежней: в одиночку ни один, даже самый могущественный, посредник не сможет спасти ситуацию в ближневосточном регионе. При этом Россия, как пишет Страна.Ru, в данном случае, в отличие от, скажем, еще недавней позиции США, не стремится быть единоличным лидером. Задача российской дипломатии на ближневосточном направлении - достижение результата.

Понятно, что никакого чудодейственного авторского плана урегулирования ближневосточного кризиса у Москвы нет - просто потому, что существуют уже другие предложения, а снова изобретать велосипед - нет ни времени, ни необходимости. Москва уже заявила, что позитивно оценивает план комиссии, возглавляемой бывшим американским сенатором Джорджем Митчеллом, а также совместную инициативу Иордании и Египта. Москва поддержала и идею созыва международной конференции по урегулированию палестино-израильского конфликта, причем, в роли инициаторов конференции должны выступить коспонсоры - Россия и США.

Теперь нужны не новые планы, a механизм воплощения уже существующих предложений в жизнь. В ближайшее время в регион отправится спецпредставитель Министерства иностранных дел, посол по особым поручениям Андрей Вдовин. Кроме того, Евгений Примаков - авторитетнейший специалист по Ближнему Востоку - уже проводит консультации и переговоры с самыми разными людьми в этом регионе.

Партнеры по этим переговорам, проходящим без сообщения подробностей прессе, но с передачей личных посланий Президента России, действительно представляют самые разные силы - Примаков встречается с лидерами Египта, Сирии, Ливана, Иордании, Туниса. Москва считает, что без их участия подлинное урегулирование невозможно. Такая позиция, кстати, с одной стороны, показывает уровень компетентности российской дипломатии в ближневосточном вопросе, а с другой - обеспечивает тот самый авторитет и потенциал влияния, рисковать которым нельзя.

Что же касается противников, то им, очевидно, предстоит понять, что урегулирование - это всегда компромисс. И чем выше степень противостояния, тем на большие потери придется идти ради достижения мира и стабильности. А военного решения проблемы не существует. И складывается впечатление, что лидеры Израиля и Палестины это, в общем, уже понимают. Вопрос только в том, насколько они контролируют ситуацию? Ведь выпустить джина из бутылки - использовать национальное и религиозное противостояние - не сложно. Сложнее запечатать этого джина снова...

Наталья Старичкова, ИА 'Росбалт'