Posted 28 июня 2001,, 12:21

Published 28 июня 2001,, 12:21

Modified 2 апреля, 14:51

Updated 2 апреля, 14:51

Два паспорта в одном кармане

28 июня 2001, 12:21

ТАЛЛИН. Эстонцы, перебираясь на жительство в Финляндию, порой окончательно порывают с отчизной и отказываются от эстонского гражданства ради приобретения финского. Иного выхода нет. Законодательство Финляндии, точно так же, как и в Эстонии, исключает двойное гражданство для "вновь обращенных". "К сожалению", - горько заметила в газете Postimees публицист Ииви Массо, одна из тех, кому пришлось отказаться от гражданства Эстонии, чтобы стать финкой.

К началу 2001 года таких "отказников" среди граждан Эстонии набралось 1636 человек и 934 из них собирались перебраться на ту сторону Финского залива. Подданства шведской короны предпочли добиваться 365 бывших эстонских граждан, в сторону России посмотрели 213 человек, полноправными немцами стало 85 эстонцев, австрийцами - 12.

Менять "эстонское" на "финское" в будущем, может быть, и не придется. Финский закон о гражданстве сейчас пересматривается, и у эстонцев появляется надежда, что двойное финско-эстонское гражданство станет реальностью. Двойное гражданство разрешено законодательствами, например, Австралии, Бельгии, Канады, Великобритании, США. В той же Швеции примерно 300 тыс. граждан имеют в бумажнике, помимо шведского, еще и финский паспорт.

Эстонский департамент гражданства и миграции в курсе планов своих финских коллег. Эстонские чиновники прекрасно отдают себе отчет в том, что хотя закон и запрещает эстонцу иметь двойное гражданство, этот же закон исключает возможность принудительного лишения эстонского гражданства. Относится это, правда, лишь к тем, кто является гражданином Эстонии по рождению. Право это для "потомственных" эстонцев, согласно Конституции Эстонии неотъемлемо, подобно отпечаткам пальцев или генетическому коду.

Эта юридическая коллизия привела к тому, что правопреемных эстонских граждан с двумя, тремя и более паспортами хоть "пруд пруди". Один из лидеров оппозиции - Вильо Рейлъян - бросил недавно упрек в адрес заведующей государственной канцелярией Айно Лепик фон Вирен, заявив, что двойное гражданство г-жи Лепик означает и двойную мораль. Двойное гражданство было и у министра иностранных дел Тоомаса Хендрика Ильвеса, у многих других эстонских политиков, вернувшихся на родину после 1991 года.

Наличие второго российского гражданства многие эстонские потомственные граждане предпочитают не афишировать. Исключение - бывший лидер Интердвижения, депутат Верховного Совета СССР, а ныне член таллиннского городского Собрания Евгений Коган. Поговаривают, что таких двойных граждан в республике сотни, если не тысячи. Остроту ситуации придает тот факт, что все они, будучи правопреемными эстонскими гражданами, вовсе не ходатайствовали о получении еще и гражданства российского, а оформили его в первой половине 1990-х годов явочным порядком, как бывшие граждане СССР.

Сегодня никаких поблажек для бывших советских, а ныне эстонских граждан (или лиц без гражданства) российское законодательство не предусматривает. В консульском отделе российского посольства в Таллине прямо заявляют, что двойное гражданство может быть основано только на двусторонних международных договорах. Такой договор Россия подписала только с Туркменией, причем на церемонии подписания Борис Ельцин удостоился звания Почетного туркмена.

Этнических русских, являющихся гражданами Эстонии, сейчас не менее 150 тыс. Только по натурализации в течение последних 8 лет эстонскими гражданами стали 112 163 человека. Большинство из них - русские. Перспектива получить второй российский паспорт им "не светит" не только по суровому эстонскому закону, но и по не менее суровым планам новой российской иммиграционной политики. Впрочем, у этих людей есть гражданство. А ведь в одной только Эстонии живет около 200 тыс. человек, не имеющих вообще никакого гражданства. Им надо ходатайствовать о виде на жительство, сдавать экзамены ради получения эстонского паспорта, преодолевать ценз оседлости и прочие изматывающие бюрократические препоны. То же самое им - бывшим гражданам СССР, этническим русским - придется проделывать и в России.Все россияне, которые возвращаются на родину из ближнего зарубежья, с начала нынешнего года считаются иностранцами со всеми вытекающими из этого последствиями.

"Российская газета" приводит пример Татьяны Филиной: "Несколько лет назад она приехала на Орловщину из Узбекистана, вышла замуж, родила дочку. О том, что ей надо спешить до 2001 года получать российское гражданство, просто не ведала. Но вот пришла в милицию менять фамилию, и вдруг ей сообщают, что советский паспорт уже недействителен - "эту бумажку теперь хоть в мусорку брось". И сама она теперь никто - ничья не гражданка, просто персона, незаконно проживающая в России. И нужно ей срочно легализоваться. Для начала - получить национальный паспорт Узбекистана... После этого у нее как у гражданки Узбекистана появится законное право просить вид на жительство в России. И только имея документ про "вид", можно подавать заявление о российском гражданстве. А получит она его в лучшем случае... через три года".

Если бы Татьяна Филина приехала на Орловщину из Эстонии или Латвии, то эстонского или латвийского гражданства она не получила бы никогда, и, следуя юридической логике, не получила бы и гражданства российского. Ведь с 1 января 2001 года статья 18 "г" закона "О гражданстве Российской Федерации" утратила юридическую силу. Теперь житель республики бывшего СССР должен сначала получить паспорт гражданина той страны, где ранее проживал, а лишь затем оформить вид на жительство в России. За последние десять лет в Россию перебралось около 8 млн человек. Только 857 тыс. из них, по данным "Российской газеты" имеют официальный статус. Не буду приводить аналогичные примеры с переселенцами из Эстонии, чтобы им не навредить.

Министр Российской Федерации по делам национальной и миграционной политики России Александр Блохин откровенно заявлял, что его ведомство подготовило новые правила иммиграции в страну, включающие квоты и натурализацию. В газете "Коммерсант" А.Блохин без обиняков сказал, как отрезал, "гражданство должно стать конечной стадией адаптации человека другого государства к России", для чего иммигрант сначала "обязан попасть в выделенную квоту, после чего получить вид на жительство и право на работу". Потом желающего стать полноценным россиянином, по словам А.Блохина, ждет "период натурализации", который "оговаривает знание нашего языка, Конституции, истории". Все это время за соискателем гражданства будут "внимательно наблюдать", и, если иммигрант "нормально работает и у него нормальная семья", государство "будет заинтересованно в таком гражданине". Разумеется, не сами соискатели российского гражданства будут выбирать место, где они предпочли бы осесть. Место для проживания им будут "настоятельно советовать" уполномоченные на то государственные органы. Государственной думе РФ предложен целый пакет законопроектов ("О беженцах", "Об иммиграции", "О гражданстве"), подготовленных во исполнение указаний президента России Владимира Путина.

Представители "левых" в Госдуме России принципиально не согласны с такой постановкой вопроса. "Мы концептуально завершаем развал СССР и окончательно ставим заслон тем, кто еще хочет сохранить связи с Россией", - заявил депутат Анатолий Чехоев, комментируя проект нового закона о гражданстве, предложенный Госдуме администрацией президента. А.Чехоев, который до сих пор носит значок народного депутата СССР, а не депутата Госдумы России, полагает, что после почти 10 лет упрощенного порядка в постсоветских странах еще остались люди, которые, наконец, захотят получить российское гражданство.

А.Чехоев прав, заявляя, что президентские законопроекты перечеркнут юридически остатки Советского Союза в законодательстве России. У президента В.Путина есть своя логика, так как миллионы нелегальных иммигрантов в нынешней России - настоящая головная боль для федеральных и региональных властей. Но вот решение этой проблемы как две капли воды напоминает эстонский опыт. Иной логики формирования суверенного государства даже администрация Владимира Путина не придумала. Гражданство бывшего СССР перестает быть основанием для приобретения национального гражданства. Иммигрант должен попасть в ограниченную квоту на въезд в страну, его права существенно ограничиваются, для натурализации нужно будет учить язык, историю, Конституцию и, разумеется, ждать, ждать и ждать годами. Ну, а двойное гражданство - нечто из области несбыточных надежд.

Илья Никифоров