Posted 16 октября 2001, 14:31

Published 16 октября 2001, 14:31

Modified 2 апреля 2024, 14:30

Updated 2 апреля 2024, 14:30

Ислам - столкновение с будущим?

16 октября 2001, 14:31

Беспокойство, охватившее весь мир, Фоллен Тофлер предлагает объяснить просто: это - столкновение с будущим. И в этом столкновении, полагает Сергей Кургинян, выживет тот, кто окажется готов к цивилизационному скачку. Кто готов к прорыву в будущее?

Похоже, западный мир после 11 сентября ощутил утрату самого смысла своего развития. Оказалось, что безопасность и защищенность - эфемерны, экономическое благоденствие развитых стран - дом на песке, а родное, цивилизованное мировоззрение - лишь мишура минувшего праздника.

Такое ощущение складывается, несмотря на все бодрые заверения в том, что американская нация - как никогда сплочена и воодушевлена, а весь цивилизованный мир в едином порыве устремился навстречу новой мировой угрозе - с уверенностью в непременной победе, разумеется.

Но навстречу новой мировой угрозе западная цивилизация устремилась по старым рельсам. А если и прокладываются новые, то по тем же - довоенным - стандартам. Только, кажется, уже без прежней уверенности в целях собственного развития.

Вот и Министр юстиции Франции Марилиз Лебраншю, рассказывая корреспонденту журналу 'Итоги' о напряженной работе ЕС над совершенствованием законодательства, по которому можно было бы привлекать к суду террористов, нечаянно оговорилась: 'Невозможно заниматься модернизацией экономики и вообще какими-либо гражданскими делами, пока виновные в столь страшных преступлениях не предстали перед судом всего человечества'.

То есть - бессмысленно что-то улучшать, развивать, строить планы на жизнь вообще. А единственная цель - цивилизованный суд над нецивилизованным злодейством. Потому что без этого невозможно снова ощутить себя в старой доброй западной тарелке. Это ли готовность к цивилизационному скачку?

С другой стороны сейчас во всем мире зафиксирован мощный всплеск интереса к Исламу. При том, что лидеры стран, объединившихся для контртеррористической деятельности, старательно подчеркивают: мы ни в коем случае не боремся против Ислама, наш общий враг - терроризм, зеленым знаменем только прикрывающийся!

Тем не менее, весь западный мир бросился интересоваться Исламом - пока как одним из философских направлений. В свою очередь, приверженцы традиционного Ислама настойчиво разъясняют, что религия эта мирная и чрезвычайно толерантная.

Поскольку так называемый христианский мир - в подавляющем большинстве своем - давно уже не является носителем веры, а воспринимает Христианство, прежде всего, как философию, причем, через призму многовековых культурных пластов, по большому счету, никакого противостояния мусульманской религии нет. А слово 'толерантная', ставшее обязательным, практически неотделимым, определением для этой религии, - это вообще ключевой сигнал для западной цивилизации: 'Это не опасно!'. Чуть ли не 'Мы с вами - одной крови!'

Насколько это действительно так? Да очень может быть, что и так. Ни одна из мировых религий - в основе своей - не агрессивна. А само слово 'ислам', как сообщается в документе 'Основные положения социальной программы российских мусульман', принятом Советом муфтиев России, "'в своей основе в переводе с арабского языка означает 'спокойствие, мир с самим собой', а как религиозный термин означает 'преданность Богу', 'мир с Богом'".

Причем, еще 30 июня 2000 года Совет муфтиев России принял 'Заявление о недопустимости использования мусульманской символики в нерелигиозных целях', в котором, в частности, говорится: 'Ислам - это мир людей с Творцом и друг с другом. Использование символики Ислама и отдельно взятых изречений из Корана в корыстных, а тем более преступных целях является кощунством и великим грехом перед Аллахом'.

Замечательные слова. Очень важные слова. Но - кому они адресованы? Мусульманам, дабы воспрепятствовать совращению умов экстремистской идеологией? Но это значит, что Совет муфтиев России признает такую опасность. Представителям немусульманской традиции, дабы не реагировали на само слово 'Ислам' как на жупел, не воспринимали мусульман как врагов? Значит, и такая опасность тоже признается.

Ровно через месяц после трагедии в США в мечетях Германии прошли дни открытых дверей - 11 октября по инициативе исламских центров страны. Правда, как сообщает Ислам.Ru, эта акция была приурочена к празднованию Дня объединения Германии, но: 'Цель проведения таких дней заключается в ознакомлении немусульман с учением Ислама и его принципами веротерпимости. Они также должны послужить конструктивному диалогу и установлению здоровых отношений с мусульманами'.

Интересно, что Ислам Каримов, президент Узбекистана, в интервью Российскому телевидению призвал весь цивилизованный мир 'защитить Ислам', потому что угроза перерождения мирной и толерантной религии в агрессивное, человеконенавистническое учение весьма реальна, и эта реальность - очень, очень опасна.

Мир - в тревоге великой. Но если это - столкновение с будущим, то что пугает больше всего? То, что это будущее - чужое, чуждое, опасное? Или просто оно так быстро накатило, это будущее, что кое-что, конечно всмятку, а так - ничего страшного, пересядем в то авто, что окажется целее?

Если верно последнее, то весь вопрос в том, у кого крепче конструкция окажется. Тем более, что на этой конструкции скачок во времени совершить придется, то есть цивилизационный скачок - по Кургиняну.

11 же октября - уже во Франции - президент Ширак встретился с представителями мусульманских организаций своей страны. Как сообщило агентство 'Reuters' два часа в Елисейском дворце Парижа президент Франции и 17 представителями мусульманских организаций страны говорили о 'духе ответственности' представителей мусульманской общины и об общем 'осуждении терроризма'.

Но насколько готовы - или в состоянии - толерантные мусульмане противостоять-избежать-не допустить крушение собственных миролюбивых устоев?

Муфтий Дагестана заявил недавно: 'история показывает, что только сами мусульмане, без 'помощи' ковровых бомбардировок, могут решить проблему экстремизма, прикрывающегося Исламом. Примером тут может служить наша республика, в которой в 1999 году банды международных террористов получили решительный отпор, а экстремистская идеология ваххабизма была запрещена'. (Ислам.Ru)
Это хорошо, что запрещена. В Дагестане. И, наверное, те мусульмане Дагестана, которые собирались стать ваххабитами, запрет этот восприняли.

Но вот в российском городе 'Набережные Челны' власти закрыли медресе "Йолдыз" - по обвинению в ваххабизме. Причем, как утверждает Ислам.Ru, это случилось после того, как силовые структуры обнаружили, что во взрывах домов в городах России среди террористов был также и воспитанник "Йолдыз" Денис Сайтаков.

Тем не менее, когда в суде города Набережные Челны проходили слушания по делу о прекращении деятельности медресе "Йолдыз", 'общественность Набережных Челнов буквально бурлила' - проходили митинги. Исполнение приговора приостановлено до 31 мая 2001 года, то есть, до конца учебного года.

А по мнению присутствующих на слушании шакирдов, принятое решение 'заведомо глупое, так как они будут собираться нелегально на квартирах по пять-шесть человек, и тогда государству станет чрезвычайно трудно обеспечить контроль за деятельностью сотен, тысяч подобных нелегальных групп'.

В свою очередь, Татарский общественный центр начал сбор подписей в поддержку медресе и предложил созвать мусульманский съезд, на повестке которого основной темой был бы вопрос о необходимости дальнейшего функционирования медресе. Председатель ТОЦ Рафис Кашапов выразил недовольство по поводу участия госудрственных структур в решениях вопроса функционирования медресе: "...мы имеем дело с грубым вторжением силовых структур МВД, ФСБ и т.д. в наши внутрирелигиозные дела".

По мнению Ислам.Ru, Духовное управление мусульман Татарстана сделало целую серию заявлений, из которых нельзя понять, кого поддерживают духовные лидеры Татарстана: 'Пока ДУМ Татарстана не займет четкую позицию по отношению к шакирдам медресе и не примет решения о дальнейшей судьбе этого учебного заведения, количество сторонников ваххабизма будет увеличиваться с каждым днем'.

Стало быть, единого мнения, единой позиции по ваххабизму у мусульман России нет. А в Саудовской Аравии, к примеру, по разным данным ваххабиты составляют от 50 до 95% населения страны...

Так что, как ни крути, а террористов, готовых умирать с именем Аллаха на устах, и убивать - с этим же именем, экстремистские идеологи вербовали и продолжают вербовать, прежде всего, среди тех, кто идентифицирует себя как мусульманина...

Что был исламский мир для Запада до 11 сентября? Время от времени аналитики озвучивали прогнозы, по которым становилось очевидно, что мирным, эволюционным, так сказать, путем, носители христианской цивилизации будут количественно сокращаться - хотя бы в силу демографической разницы.

После 11 сентября, похоже, можно говорить о прорыве исламского мира. Камикадзе, уносящие с собой тысячи жизней немусульман - террористы, от которых открещиваются (или как это теперь правильно говорить?) приверженцы традиционно мирной религии, по сути, осуществили глобальную PR - акцию.

И уже Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета, на пресс-конференции заявляет, что солидарность с исламским миром - единственный способ для России сохранить суверенитет...

Наталья Старичкова, ИА "Росбалт"

Подпишитесь