Posted 11 февраля 2002,, 18:11

Published 11 февраля 2002,, 18:11

Modified 2 апреля, 14:00

Updated 2 апреля, 14:00

Владимир Киселев: непраздничные мысли к юбилею Дворца Детства

11 февраля 2002, 18:11

Дворец Детства у Аничкова моста празднует свой юбилей. О том, чем гордятся, и о чем тревожатся педагоги Дворца корреспонденту ИА "Росбалт" рассказал генеральный директор Дворца творчества юных Владимир Киселев.

В юбилейные дни нельзя не вспомнить об истории, тем более, что у Дворца, о котором знает каждый петербуржец - есть, чем гордиться...

Дворец пионеров в Ленинграде был открыт в сложное и парадоксальное для нашей страны время - 12 февраля 1937 года. При открытии дворца была задана высочайшая планка. Тогда, по распоряжению городских властей, сюда пришлиработать просто уникальные педагоги. Например, первым руководителем ансамбля песни и танца - который существует и сейчас и носит имя И.О. Дунаевского - как раз и был Исаак Осипович Дунаевский. На литературный клуб с творческиодаренными детьми пришли работать Корней Чуковский и Самуил Маршак; c ребятами, занимающимися шахматами, работал гроссмейстер Михаил Ботвинник, академик и директор "Эрмитажа" К.Орбели приходил и читал лекции по искусству... Вот уровень, который задали при открытии дворца, а все остальное время - все 65лет - нам надо было соответствовать этому уровню.

Против сборной мира по шахматам мы могли бы выставить команду Дворца Творчества, где были бы такие имена: Борис Спасский, Виктор Карчной, Марк Тайманов, Александр Халифман, Гата Камский...

Концертный хор Ансамбля песни и танца им. И.О.Дунаевского, о котором я уже говорил, в 2000 году выступал в знаменитом Лондонском театре "Ковент-Гарден" и на вечернем приеме в загородной резиденции английской королевы - в Виндзорском замке, на праздновании десятилетнего юбилея Форума Лидеров Бизнеса под эгидой принца Чарльза Уэльского. Такого количества мехов и бриллиантов единовременно я никогда в своей жизни не видел! Мы пели русский репертуар, и эта публика, привыкшая к звездам мировой величины, принимала нас - стоя. Ребята, по-моему, до конца еще и не осознали, на какой высоте побывали...

А если спуститься с этих высот и поговорить о насущных проблемах?

Действительно, мы сегодня гордимся еще и тем, что за последние десять лет сумели сберечь сами стены - а это было совсем непросто при скудном бюджетном обеспечении. У нас есть два объекта здесь, на Фонтанке, которые с начала 90-х годов застряли на нулевом цикле - учебно-оздоровительный центр с бассейном и здание подуникальный Аничков лицей, который работает в неприспособленном сегодня помещении.

У нас под крышей стоит целый физкультурно-оздоровительный комплекс в "Зеркальном", но в ванной, где должен быть бассейн, мы уже несколько лет заливаем каток, и за этот период успели открыть школу фигурного катания и даже первыхкандидатов в мастера спорта вырастили. По идее, это не наша блажь - иметь бассейн и мечтать об этом: это ведь здоровье петербургских детей. Ведь по сути дела,все с патологией дети. Купальный период в Петербурге ограничен, а вода многое лечит...

Правда, в адресной программе капитальных вложений нашего города - начиная с 2003 года - объекты Фонтанки на финансирование все-таки поставлены. И я очень надеюсь, что какой-то свет в конце тоннеля обозначился.
Вообще сегодня в городе должна быть специальная программа с одаренными детьми.
Ждать, когда президент об этом скажет, и все строем начнут... Очень не хотелось бы.

Как вот сегодня - вдруг все прозрели и увидели беспризорников?

Это не вдруг, понимаете? Рядом с нами на Фонтанке чумазые дети уже десять лет моют стекла машин. Как правило, эти дети нигде не учатся и не имеют постоянного места жительства. Летом появляются среднеазиатские ребятишки. Что Дворец может сделать для этих детей? Во дворце каждый день идут различные мероприятия, праздники на сцене концертного зала "Карнавал". Если сюда привести этих детей, боюсь, это не понравится родителям тех ребят, которые занимаются у нас постоянно.

Получается так, что сначала это должны быть какие-то социальные институты - может быть, приюты... Сначала ребенка нужно умыть и накормить, а потом эти организации должны выходить на нас - на всех, кто представляет дополнительную систему образования.

Мы решаем огромную профилактическую задачу в городе, потому что те 250000 детей, которые занимаются в системе дополнительного образования Санкт-Петербурга, - это дети, потенциально уведенные от правонарушений, наркомании и т.д. Это дети, которые будут составлять основу будущего общества, дети, которые будут не разрушителями, а созидателями.

Если это мы научимся понимать вместе с властями, то увидим, что сегодня гораздо эффективнее вложить СЮДА рубль, нежели в исправительное заведение - скажем, спецшколу на Куратова, где содержание одного ребенка обходится в десять раз дороже, чем во Дворце творчества юных. Не надо забывать, что мы и дальше в тех детей будем вкладывать деньги со знаком минус.

Конечно, мы не решим всех проблем, но то, что создала советская педагогика - это достижение, вершина образования мирового. Об этом говорят наши зарубежные коллеги. Они пытаются повторить у себя этот опыт, но - даже в богатых странах - пока безуспешно.

Но должна быть государственная политика в области поддержки педагогических кадров. Заработная плата учителей не выдерживает никакой критики. К примеру, приходит работать во Дворец бывший аспирант или студент, голова которого сегодня стоит несколько тысяч долларов. А я не могу заплатить ему нескольких тысяч рублей. Он может здесь два, три года на энтузиазме проработать, а дальше его перекупают "Майкрософт", "Эм-би-эй-пи-си" или другие фирмы. Да и техника устаревает быстро, и мои "кулибины" во Дворце занимаются "модернизацией" компьютеров -фактически, "самопалом". Если рассказать об этом где-то в Америке или Японии...

Пока еще наши воспитанники - победители международных олимпиад, золотые медалисты олимпиад среди студентов по программированию. Но сегодня программа обновления всего информационного оборудования только на базе отдела техники исчисляется в $55 тысяч... Если мы хотим, чтобы Россия сохранила лидирующие позиции в подготовке ведущих специалистов в области программирования и информационных технологий, мы должны эти области соответственно подпитывать!

Вот недавно у нас проходил фестиваль молодых педагогов во Дворце - они писали эссе "Здравствуй, дворец". Один из педагогов написал так: "Во дворце хочется работать. Здесь действительно собираются лучшие ребята, лучшие педагогигорода. Здесь интересно, здесь есть свобода творчества без мелочной опеки и поминутного контроля". И - ключевая фраза: "Во дворце нет трудностей творческого порядка".

Все остальное, мне кажется, - супер-задача государства...

Беседовала Ирина Калинина