Posted 7 марта 2002,, 08:10

Published 7 марта 2002,, 08:10

Modified 2 апреля, 13:53

Updated 2 апреля, 13:53

Станет ли паранджа "платьем года"?

7 марта 2002, 08:10

28 февраля в Санкт-Петербурге в торговом комплексе "Балтийский" впервые состоялся этап VII Всероссийского конкурса "Платье года", организованный продюсерским центром моды "inFASHION". В нем приняли участие 130 профессиональных модельеров из Петербурга и других городов России.

Жюри возглавляла Татьяна Арефьева, генеральный директор Всероссийского конкурса "Платье года". В число "арбитров элегантности" вошли заведующая кафедрой дизайна СПб Художественно-промышленной академии им. Мухиной Лариса Королева, заведующая кафедрой дизайна СПб Университета технологии и дизайна Ирина Сафронова, руководитель отделения "История мировой моды" СПб Университета культуры и искусства Галина Габриэль, журналист Александра Андреева, художники-модельеры Лариса Погорецкая, Лилия Киселенко, Владимир Бухинник, Янис Чамалиди и другие.

Как рассказала Татьяна Арефьева, конкурс был учрежден в 1995 г. директором московского агентства "Ателье" Ириной Кононовой. На всероссийском финале жюри возглавляют только зарубежные специалисты в сфере моды, что гарантирует объективность и компетентность судейства. Эту роль уже исполняли Шанталь Томас (единственная женщина, создающая модели женского белья), генеральный директор Модного дома "Thierry Mugler" Дидье Грумбах, модельеры Жан-Луи Шеррер и Оливье Лапидус.

В победителях нашего конкурса побывали такие известные модельеры России, как Виктория Андреянова, Юлия Далакян, Владимир Зубец, Игорь Чапурин, Елена Супрун, Алишер. Трижды обладателями высшей награды - "Золотой вешалки" - становились петербуржцы: Татьяна Парфенова, Алена Ахмадуллина и Олег Бирюков. В 1998 году конкурс расширил свою географию, и сейчас в нем принимают участие модельеры из 50 городов России и СНГ.

Финал "Платья" пройдет в конце этого года в Москве, в отеле "Рэдиссон-Славянская". Там наши модельеры будут стараться понравиться знаменитому кутюрье Кензо, который дал согласие возглавить жюри. Вернее, Кензо Такада, ибо он настаивает, чтобы его называли сейчас именно так (Kenzo - торговая марка, а сам модельер удалился от дел в 2000 г.). В знак уважения к японскому кутюрье устроители конкурса к трем традиционным номинациям ("Городское платье", "Авангард", "Вечернее платье") добавили еще одну - "Восток".

Кстати, на петербургском этапе конкурса именно "восточные" модели были самыми интересными. По подиуму дефилировали роскошные гейши, одалиски из "1000 и одной ночи", пассажирки "Восточного экспресса", мадам Баттерфляй. После долгих и ожесточенных споров жюри отдало предпочтение модели, которая демонстрировалась под девизом "Белое солнце пустыни". Ее автор - Владимир Прокофьев - выпустил на подиум манекенщицу, с головой закутанную в черную паранджу. Когда "восточная женщина" наконец-то скинула свой черный кокон, под ним оказался еще один, столь же черный. Решение интересное, но идея, увы, не нова. Все, кто следит за модой, помнят, что Ив Сен-Лоран еще в 1999 г. показал в своих коллекциях шесть паранджей.

С другими номинациями на петербургском этапе дело обстояло хуже. Особенно плохо с авангардом, который по-прежнему понимается у нас как эпатаж и китч. Использование в качестве элементов декора надутых презервативов или попытка заменить юбку тяжелым ковром еще не означает авангардности мышления. Ведь главное в авангарде - формотворчество, новые решения в дизайне одежды, а не в украшательстве. Невероятно трудно было усмотреть в потоке моделей дизайнерский поиск. Впрочем, героическому жюри это удалось - приз в номинации "Авангард" достался Наталье Голубевой за модель "За плетнем".

Елена Власова, преподаватель истории западноевропейского искусства в Университете технологии и дизайна, полагает, что сильный крен в сторону театральности и декоративности - серьезная проблема отечественной школы моделирования, а также показатель все еще низкого уровня нашей легкой промышленности. Во многих российских, да и в петербургских, вузах будущих модельеров не учат "ремеслу", маркетингу, умению ориентироваться не только на тенденции высокой моды, но и на потребительский спрос.

Еще одну проблему, которую выявил конкурс, обозначила Галина Габриэль: "Модельеры не совсем четко представляют себе разницу между классикой и авангардом, между городским и вечерним платьем и - путают жанры". Потому жюри после долгих споров позволило себе "перенести" модели из одной номинации в другую. Так, победительницей в номинации "Вечернее платье" стала Мария Пацельсер за модель "Чайна-герл", показанную, вообще-то, в номинации "Восток". Другому лидеру - молодому питерскому модельеру Давиду Коме - жюри настоятельно рекомендовало демонстрировать свою модель "Внутреннее "я" в Москве в номинации "Городское платье". Это повысит шансы на победу. И тогда, возможно, еще одна "Золотая вешалка" окажется в Санкт-Петербурге.

Зинаида Арсеньева. Санкт-Петербург