Posted 26 марта 2002,, 18:14

Published 26 марта 2002,, 18:14

Modified 2 апреля, 13:46

Updated 2 апреля, 13:46

Горе-Поттер

26 марта 2002, 18:14

"Гарри Поттеру и философскому камню" Криса Коламбуса на роду написано познаваться в сравнении с "Властелином колец" Питера Джексона: слишком уж много, на первый взгляд, у этих фильмов точек соприкосновения. Однако при втором взгляде сходство оказывается поверхностным. Если во "Властелине" рассказана настоящая (в рамках данной художественной реальности) история спасения мира, то в "Поттере" - липовая. Виновата в этом, конечно, сама Джоан Кэтлин Роулинг - ибо Коламбус перенес ее первый роман на пленку со всей возможной аккуратностью.

Гарри - сирота. Вырос в семье дяди и тети - презренных маглов (то есть неволшебников, читай - обывателей), да еще каких маглистых маглов! Целых десять лет они притесняли и унижали бедного золушку. Но настает и время бала: Поттер отправляется в школу чародейства и волшебства Хогвартс, что находится на британской земле, но в другом измерении. В Хогвартсе мальчик обучается разным премудростям типа зельеведения, а между делом с помощью своих друзей Рона и Гермионы спасает от рук великого и ужасного колдуна Вольдеморта философский камень, источник бесконечной жизни и бесконечного золота.

Диковинные люди и звери, чудные предметы и места, сумеречные похождения героев и хэппи-энд с намеком на неотвратимый сиквел - вроде все в этой сказке как нынче в кино положено. И Дэн Рэдклифф, исполнитель заглавной роли, - пусть не Маколей Калкин из хита "Один дома" того же Коламбуса, но ничего - бойкий мальчик, ясноглазый: А - не забирает.

Фильм столь безоговорочно рассчитан на юного зрителя, что эмоции, как детские лекарства, отпущены в половинных, четвертинных или вовсе гомеопатических дозах. Страшновато, но глаз ладошками прикрывать не станешь. Смешновато, но животиков не надорвешь. Жалковато тоскующего по родителям Гарри, но - не так, чтоб в носу защипало. Потому все происходящее кажется игрушечным.

Гарри и компания в свободное от учебы время будто не род людской спасают, а играют в казаки-разбойники. Опасности у них на пути какие-то сомнительные. Например, когда смешной рыжий Рон пытается пожертвовать собой на подступах к философскому камню, - заведомо ясно, что обойдется не только без смертей, но и, скорее всего, без больших царапин. А огромная трехголовая собака-сторож может сколько угодно рычать и пускать слюни - все равно за те 10-15 секунд, что наши храбрецы возятся у нее под носом, ухватить их за пятку нипочем не успеет. И вот еще странность: одолев темные силы, детишки получают неадекватную масштабам подвига награду - Дамблдор, директор школы, начисляет их факультету призовые очки, и - ура, Кубок Хогвартса завоеван!

Интрига дутая. Внимательный осмотр главного героя подтверждает догадку. Гарри - это вам не трепетный хоббит Фродо, это волшебник, каких поискать. Он почти с рождения всесветно знаменит: Вольдеморт некогда убил Поттеров-старших, могущественных чародеев, но с ним, младенцем, не справился. Сильные, знаете ли, гены у "мальчика, который выжил": смекалист, на метле отродясь летать умеет, да еще и дар испепелять противника руками у него в нужный момент прорезался. Непобедим, как малютка Геркулес.

Полуэпос окончательно оборачивается фарсом после признания Дамблдора: "Только тот, кто хочет найти камень, - найти, а не использовать, - может это сделать". Выходит, корыстные враги получили шанс завладеть сокровищем именно потому, что невинный Гарри полез в подземелье и начал его спасать. Какой поворот судьбы: все геройства - от глупости, Спаситель превращается во вредителя.

Но, кажется, ни Роулинг, ни Коламбус, ни сценарист Стив Кловз прокола не заметили. А нам не привыкать: никудышный российский перевод "ГП и философского камня" (в нем повинен И.Оранский) нередко вызывает ощущение, что конец фразы здесь едва знаком с началом. Ровное течение этого надувательского фильма прерывает лишь жесткая сцена матча по квиддичу - хогвартской игре, напоминающей баскетбол и крикет, но с четырьмя мячами-самолетами и в воздухе, на метлах. Вот, пожалуй, единственный эпизод, который полностью соответствует самому строгому критерию: настоящие детские книжки/фильмы - те, от которых взрослому не оторваться.

Ольга Набокова "Петербургский Час Пик" специально для ИА "Росбалт"