Posted 11 апреля 2002,, 12:32

Published 11 апреля 2002,, 12:32

Modified 2 апреля, 13:39

Updated 2 апреля, 13:39

Ричи Блэкмор - человек эпохи Возрождения

11 апреля 2002, 12:32

С возрастом людям свойственно меняться. Ричи Блэкмор, ветеран британского и общемирового "тяжмета", классик хард-роковых запилов, играет сейчас вместе со своей подругой Кэндис Найт струнную музыку эпохи Возрождения.

Впрочем, для Блэкмора это закономерно. Еще в 1976 г., когда вышел второй альбом бывшего гитариста "Deep Purple", а тогда основателя "Rainbow" - "Rainbow rising", было понятно, откуда ветер дует: уже тогда музыка Мастера электрогитары была пронизана мрачным торжественным духом Средних Веков (впрочем, диск "Deep Purple" образца 1969 г. - "April" тоже вполне готический, еще и Босх на обложке).
Собственно, Блэкмор был один из тех "отцов-основателей", кто привил тяжелому року страсть к готике. Сами названия и тексты тогдашних шедевров - "Temple of the King", "Stargazer", "Sixteenth Century Greensleeves" - претендуют на мрачную средневековую мистику. Почему так получилось, понять не сложно - раз музыка пришла к жесткому тяжелому ритму, и тексты золотой эпохи рока не радуют весельем (достаточно проанализировать лирику, скажем, "Black Sabbath"), то и общая эстетика должна соответствовать настроению. Одновременно с затянутыми в блестящие и белые костюмчики "ABBA" и Джо Дассеном эти мрачно-похмельного вида ребята ходили в черной коже и железе и музыку играли другую, корнями уходящую к заклинаниям Вельвы и тризнам по Зигфриду. Черная кожа нынешних, правда, изрядно потесненных детьми технотронной эпохи - всякими раскрашенными рэйверами и прочими хайтечными подростками - металлистов - все это оттуда, из "ревущих семидесятых"...

Эстетика суровой мрачности очень привлекательна. В ней - мощь и оскал драккаров нордических викингов и суровое благородство куртуазных европейских рыцарей, а это привлекает современную публику, которой не хватает остроты бытия. Дизайнеры нацистской черной формы очень хорошо знали психологию - черные затянутые мундиры, кожа с серебром - эти сочетания влияют каким-то образом на психику человека, создавая ощущение мощи и непобедимости. И в музыке Ричи Блэкмор пользовался этими эффектами на славу - его ревущие гитарные пассажи, с загробными ритмами ударных и мощнейшим голосом Дио действительно придавали звучанию "Rainbow" силу древних германо-британских героев...

Впрочем, Блэкмор уже перерос этот уровень, на котором навечно застрял Оззи Осборн. Музыка Ричи сейчас - это Возрождение, а не "голос викингов". Это лютня, флейта, клавесин, а не вагнеровские симфонические электрогитары, предвещающие приход Судного Дня. Его нынешнее творчество - это рубеж. Рубеж, на котором надо остановиться и начать радоваться собственному спокойствию. Уже не надо собирать стадионы, ждущие от него "Smoke on the Water" (хотя, безусловно, "Smoke on the Water" - тоже Вечная Музыка). Уже он выступает в филармониях, в камерных залах, в церквях... Уже отброшен культовый "Fender", в руках - акустическая гитара. И рядом с ним, похожая на Изольду или королеву Джиневру, вдохновительница "Ричи-возрожденца" Кэндис Найт. И группа их называется в духе литературных загадок Возрождения: игра слов "Blackmore's Night" - Найт Блэкмора (в смысле - Кэндис Найт) или Ночь Блэкмора?

В интервью "Комсомолке" Блэкмор говорит, отвечая на вопрос, почему он увлечен музыкой тех веков: "Это не средневековье, а эпоха Возрождения, Ренессанс - XVI - XVII века... Я люблю то время - более простое и благородное, более романтическое, волшебное и величавое, чем сейчас. Наверное, тогда не было так много стрессов и конкуренции, и мир не был перенаселен".

Блэкмор - гениальный гитарист, аранжировщик и культурный деятель. Ему бы следовало дать титул "народного артиста", вот уж кто действительно своим творчеством приучает поклонников к хорошему. "Его старые фаны - им уже далеко за тридцать, и они, по инерции покупая диски Ричи, "поневоле" приобщаются к высокой музыке. А у них дети есть, которые тоже это слышат, и может, не так им Бритни Спирс будет нравиться" - сказала Кэндис Найт в интервью MTV. Блэкмор там, кстати, все больше мрачно молчал, как и положено истинному творцу - что ему до этих журналистов?

16 апреля Ричи выступит у нас, в Петербурге, в Зале Филармонии. Билеты очень дороги, зал камерный. Те, кто сможет попасть - прикоснутся к Возрождению сами. Те, кто не сможет - купят диск и прикоснутся опосредовано. Мы ведь тем и отличаемся от Средних Веков, что есть CD и музыкальные центры...

Павел Житнюк, ИА "Росбалт"