Posted 21 апреля 2002,, 14:10

Published 21 апреля 2002,, 14:10

Modified 2 апреля, 13:36

Updated 2 апреля, 13:36

С чёрной лестницы - в "Богему"

21 апреля 2002, 14:10

Знаменитый режиссер Бэз Лурман пригласил солистку Академии молодых певцов петербургского Мариинского театра Екатерину Соловьеву на роль Мими в свою новую бродвейскую постановку - оперу Дж. Пучини "Богема".

Известность Бэзу Лурману принесла написанная и поставленная им в 1986 г. на театральной сцене пьеса "Только в танцевальном зале", которая легла в основу одноименного фильма. Снятый в 1992 г., фильм этот стал кинематографическим режиссерским дебютом Лурмана. Стилизованный под 1950-е годы, наполненный музыкой и латиноамериканскими танцами, ироничный и в тоже время романтический и искренний, фильм стал в том же году событием Каннского кинофестиваля.

Следующий фильм Лурмана - "Ромео и Джульетта" (1996) - постмодернистская адаптация пьесы Шекспира, с участием Леонардо Ди Каприо и Клэр Дейнс - соединил в себе эстетику молодежного кино и традиции современного интеллектуального кинематографа. Действие шекспировской пьесы переносится в ХХ век, и история любви Ромео и Джульетты разворачивается на фоне противостояния ставших мафиозными кланами родов Монтекки и Капулетти.

Новой картиной Лурмана стал выстроенный по театральным канонам мюзикл "Мулен Руж" (2001), который привлек к себе внимание благодаря богатому, красочному видеоряду, компьютерной графике, воссоздающей картины Парижа начала века, и актерской игре Николь Кидман и Эвана МакГрегора, впервые выступивших в непривычном для себя амплуа исполнителей песен.

Теперь известный всему миру театральный и кинорежиссер решил обратиться к опере Дж. Пучини "Богема". Это произведение великого итальянского композитора в последнее время вызывает особый интерес у театральных режиссеров и оперных исполнителей. Популярный французский тенор Роберто Аланья, получивший мировое признание благодаря фильму режиссера Бенуа Жако "Тоска", спел в октябре прошлого года в прошедшей с огромным успехом в парижском оперном театре Бастилия "Богеме" партию Рудольфа, вместе со своей женой Анжелой Георгиу в роли Мими.

Не обходят вниманием "Богему" Дж. Пучини и российские постановщики. В 1996 г., в честь столетия со дня первой постановки этого шедевра, "Богему" поставил Большой театр. Ария из этой оперы - "Рассказ Мими" - прочно вошла в репертуар Любови Казарновской в категории "the best".

Одной из последних версий - и наиболее претенциозной - стала постановка "Богемы" на сцене Мариинского театра, премьера которой состоялась в марте 2001 г. Символично, что в "мариинской" версии, созданной режиссером Ианом Джаджа, пела Екатерина Соловьева, правда, в роли Мюзетты. Теперь же, в бродвейской постановке Бэза Лурмана, которой благодаря всемирно известному имени режиссера грозит мировая известность - Екатерина будет солировать в роли главной героини "Богемы" - Мими.

Концептуальную новизну произведению Пучини Б. Лурман обеспечит не только за счет собственного оригинального режиссерского видения, принесшего ему признание, подтвержденное премией "Оскар". На сей раз он делает ставку не на мировых звезд, как это было в "Ромео и Джульетте" и "Мулен Руж", а на молодых малоизвестных исполнителей, руководствуясь исключительно их талантливостью.

Труппа новой "Богемы" интернациональна - в поисках "юных дарований", объявив крупный международный конкурс, Лурман объездил весь свет, побывав почти во всех столицах мира - Риме, Барселоне, Париже... В одной только Испании, куда ездила на пробы Екатерина Соловьева, на роль Мими было более ста претенденток.

Екатерину поразил необычный режиссерский подход Бэза Лурмана - так, по ее признанию, с ней еще никто не работал:
"Режиссер сначала попросил перевести арию Мими с итальянского языка на русский. Я рассказала ему арию на русском языке, потом он попросил под музыку просто говорить с партнером, как он сказал - чтобы это было просто и откровенно, натурально, естественно. Надо было играть...
Потом, с какого-то места, Лурман говорил: теперь надо спеть. Он сразу дал какие-то ситуации, которые он хотел видеть: Мими падает в обморок, она сидит на полу... Все это снималось на видеокамеру - для него это было очень важно - крупный план, глаза...
А на репетиции в Валенсии Лурман взял меня за руку, завел на черную лестницу, посадил на ступеньки, сказал: ну вот, теперь спой еще раз - спой так, чтобы это было откровенно. И я спела - и для меня это было нетрудно, потому что в театре у нас дается такая подготовка - и актерская, и вокальная, - что, в принципе, чтобы получить эту роль, надо было только поехать и спеть".

Возможно, именно способность петербургской "академистки" профессионально спеть на черной лестнице покорила Лурмана, и он пригласил ее на второй, окончательный отборочный тур в Нью-Йорк, где режиссер работал уже только с тремя кандидатками. И выбрал из них Екатерину Соловьеву.

И хотя пока ее сопрано не столь известно, как творения Бэза Лурмана, тем не менее, певица Мариинского театра имеет множество наград, в том числе и международные - она лауреат II Международного конкурса им. Н.А. Римского-Корсакова "Надежда" (Санкт-Петербург, 1996), Международного конкурса им. С. Дягилева (Пермь, 1997), Международного конкурса вокалистов им. Монюшко (Польша, 2001).

Репетиции "Богемы" начнутся 14 августа в Сан-Франциско. А премьера постановки - в декабре в Нью-Йорке. Если театральная постановка оперы Дж. Пучини будет иметь успех, Б. Лурман планирует поработать и над кинематографической версией.

"Я просто не представляю себе, как все это будет происходить, как все это будет в постановке, - говорит Екатерина Соловьева. - Состоится - и будет... Я не буду загадывать вперед. Я знаю, что у меня сегодня, а что завтра... не буду загадывать. Жизнь такая напряженная и насыщенная. Но по-другому я бы просто не смогла. То есть просто сидеть дома... Мне нужна постоянная работа. Я думаю, это правильно - чтобы не тормозить свой процесс развития, не спускаться вниз, а расти".

Большое значение творческому росту молодой певицы придает и художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра Лариса Гергиева: "Бэз Лурман не считается оперным режиссером. И то, как именно он поставит "Богему", что и как Катя будет играть, интересно и для нашего театра, и для самой Екатерины. Работа с Лурманом может стать для нее огромной школой".

Ирина Корнева, ИА "Росбалт". Санкт-Петербург