Posted 28 апреля 2002,, 11:40

Published 28 апреля 2002,, 11:40

Modified 2 апреля, 13:32

Updated 2 апреля, 13:32

Северное лето от петербургских модельеров

28 апреля 2002, 11:40

В марте и апреле Петербург превратился в столицу моды, едва не перегнав по количеству показов Париж и Милан. К местным показам прибавились гастроли Валентина Юдашкина, показавшего свою коллекцию haute couture "Птицы" в "Смольном соборе", и выставка знаменитого русского модельера Надежды Ламановой, открывшаяся в Государственном Эрмитаже. Такое обилие модных событий свидетельствует об интересе и уважении к моде, прежде не слишком характерном для России.

Главным событием, конечно, стали показы профессиональных дизайнеров одежды "Дефиле на Неве", проходившие в казино "Премьер" целую неделю с 3 по 7 апреля. В них участвовали 15 дизайнеров, в том числе, Клавдия Смирнова, Таня Котегова, Ирина Танцурина, Лена Бадмаева, Виктор Анисимов.

К сожалению, многие именитые модельеры Петербурга проигнорировали "Дефиле". В показах не участвовали Татьяна Парфенова, Лариса Погорецкая, Юлия Бунакова и Евгений Хохлов, Алена Ахмадуллина, Лилия Киселенко, Янис Чамалиди. Для подобного решения у модельеров есть разные причины. Одни, как Юлия Бунакова и Евгений Хохлов, полагают, что если уж тратить деньги на показы (за участие надо выложить 800 долл.), то на московские: там и журналы поглянцевее, и публика побогаче. Другие, как Лилия Киселенко и Янис Чамалиди предпочитают показывать свои творения индивидуально для узкого круга настоящих и потенциальных клиентов.

На основе полученных впечатлений легко увидеть черты летней моды 2002 года. Итак, как же выглядит лето в трактовке ведущих дизайнеров Петербурга?

Лилия Киселенко в своей юбилейной "Коллекции N 10" продемонстрировала одежду для летних путешествий. Совершенно справедливо дизайнер считает, что такая одежда должна быть прежде всего практичной и удобной, предлагая свободные блузки и "мятые" юбки, которые не надо гладить.
Брюки от Киселенко приобрели новое измерение - стали многослойными, благодаря передникам из жатой ткани.
Туники и легкие, развевающиеся платья не сковывают движений. Модельер по-прежнему предпочитает свободные силуэты и комфортный крой. Очень удобна такая деталь, как объемные карманы-"портфели", в которых можно носить, не рискуя потерять, множество необходимых вещичек: от кошелька и пудреницы до сотового телефона. Ткани - только натуральные, цвета - природные.

Петербургское лето - холодное и капризное. Потому на "Дефиле" особенным успехом пользовались трикотажная коллекция "Прикосновение" от Клавы Смирновой.
Королева петербургского трикотажа Клава Смирнова по-прежнему верна романтической классике. Никаких особенных дизайнерских идей, в которых угадывалось бы будущее моды, в коллекции Клавы Смирновой нет, но ее модели с легкостью могут найти себе место в гардеробе многих петербургских женщин скромного достатка. Лето от Клавы Смирновой - это натуральная шерсть, вискоза, хлопок, шелк, цвета листвы и оттенки петербургского неба - серый, бледно-розовый и бледно-голубой.

Любимец петербургской публики Виктор Анисимов, модельер из шахтерского городка Донецка, убежден: "В наше время неинтересно носить рубашку как рубашку или юбку как юбку". С его вещами происходят постоянные превращения. У него юбка может быть сшита из рубашек, а брюки элегантно обвивать шею вместо шарфа или галстука. В коллекции очень много двусторонних вещей, которые можно носить и так, и наизнанку. Некоторые журналисты после "Дефиле" окрестили Виктора Анисимова "карманником" за пристрастие к такой детали, как клапан от кармана. Клапаны в изобилии встречались в жакетах, юбках и брюках, причем, не только на карманах.

Молодой петербургский модельер Лена Бадмаева показала на "Дефиле" коллекцию "Роял флэш", в которой она попыталась воссоздать эпоху Великой Депрессии: знаменитый крах на Уолл-стрит, разорившиеся в одночасье миллионеры, безработица и, как следствие всего этого безобразия, мафия. Это стильные модели из шелка преимущественно белого и черного цвета, напоминающие силуэты 20-30х годов. Образ очаровательных подружек мафиози создавали не столько модели, сколько аксессуары: кепи и беретики, переливающиеся пайетками, черные носки с белым рисунком, имитирующим высокие, туго зашнурованные ботинки, длиннющие мундштуки...

Таню Котегову вдохновила более отдаленная эпоха - русский модерн. В коллекции "Воспоминания о русском модерне" использованы только дорогие натуральные ткани. Основные цвета - черный, коричневый, бронзовый. Главная тема коллекции - кружево, чрезвычайно модный сегодня материал, из которого шьют не только вечернюю, но и дневную одежду.
Несколько лет подряд Котегова вполне в духе популярного нынче стиля "винтаж" украшает свои модели старинными кружевами и вышивками и дополняет антикварными аксессуарами.

Чтобы покупать одежду от дизайнеров - в бутиках или модных домах, нужно обладать довольно высоким уровнем доходов. Подавляющее большинство петербуржцев не могут себе этого позволить. Алена Андреева, старший преподаватель кафедры стратегического управления и маркетинга факультета менеджмента СПбГУ говорит, что на 80 процентов спрос населения России на одежду и обувь удовлетворяется товарами иностранных государств, в основном Турции и Китая. Сегодня крупные швейные предприятия вроде "Первомайской Зари" борются за этого покупателя, предлагая современные, качественные и доступные по цене модели.

"Первомайка" представила вниманию публики коллекции сезона "весна-лето 2002" еще в августе прошлого года (как это, кстати, и принято во всем мире). Кроме коллекций "Зарина", "Зарина-Plus" (для полных женщин) и "Зарина-Vizit" (экстравагантная молодежная), тогда был продемонстрирован совместный проект "Первомайки" и шведской компании "ci mi" - коллекция, созданная совместными усилиями шведского модельера и российских специалистов.

Модельеры "ci mi" утверждают, что летом 2002 года женщина будет продолжать похищать одежду у мужчин. Облегающие блузы-рубашки и маленькие рубашки-поло будут носить с элегантными, широкими по всей длине мужскими брюками. У женственных и элегантных костюмов из " мужских" тканей в тонкую "булавочную" полоску или клетку мягкий, текучий силуэт, подчеркнута лишь линия плеча. Талия же подчеркивается поясом или новыми короткими блейзерами. Традиционные цвета - черный и серый.

Модельеры предлагают женственные платья в стиле ретро, сшитые из тканей с нежными цветочными набивками, маленькие приталенные жакеты в сочетании с широкими, пышными юбками-"колокол". "Колониально-городской" стиль вобрал в себя элементы городской классики, колониального стиля и сафари. Главная новость - использование тканей новых технологий. Благодаря техническому прогрессу, хлопок и лен становятся легкими, как перышко, и выглядят, как мятая бумага. Или приобретают благодаря специальному покрытию мерцающий блеск. Платье-рубашка и блуза-рубашка с карманами-"портфелями" и погонами - ключевые модели коллекции.

Не все дизайнеры объясняют пристрастие петербурженок к черному, серому и скромному особенностями менталитета и северным темпераментом. Янис Чамалиди, к примеру, утверждает, что в этом повинна грязь на петербургских улицах: "У нас женщина не может позволить себе носить длинные пальто и юбки, не рискует выбирать белый цвет и прочие светлые тона. А это, между прочим, подрывает индустрию моды". Кстати, этим летом именно белый цвет - вне конкуренции. Но будет ли это заметно в Петербурге?

Зинаида Арсеньева