Posted 29 апреля 2002,, 17:12

Published 29 апреля 2002,, 17:12

Modified 2 апреля, 13:32

Updated 2 апреля, 13:32

Великий мистификатор Сергей Курехин: SKIF-6

29 апреля 2002, 17:12

Завершился шестой SKIF - Международный Фестиваль Сергея Курехина (Sergey Kuryokhin International Festival) во Дворце молодежи, одно из главных событий в музыкальной жизни Петербурга и России. Фестивали SKIF стали крупным ежегодным проектом, аналогов которому пока не создано - до последнего времени в России не было постоянно действующего фестиваля современной музыки.

SKIF значителен не только потому, что организаторам удается собирать ежегодно сотни различных исполнителей из Восточной и Западной Европы, США, Японии, Скандинавии, Прибалтики, Австралии, стран СНГ и России. Каждому пришедшему на фестиваль (участнику или зрителю) становится ясно - это не привычное околомузыкальное сборище, это концентрация действительно талантливых, необычных, часто экстравагантных людей - таких, каким был при жизни Сергей Курехин.

Вот уже 6 лет в основе концепции фестиваля лежат идеи Сергея Курёхина, использованные им в проекте "Поп Механика". Сергей Курехин признан одним из самых лучших музыкантов современного авангарда. При этом он был оригинальным композитором и совершенно безумным мистификатором, импровизатором и исполнителем, несмотря на то, что его экстравагантные поступки и эпатажные суждения во многом значительно более известны широкой публике, чем его музыка.

Сергей был чрезвычайно эрудированным человеком, причем не только в области современной музыки, но и философии, и культурологии, и лингвистики. В одном только интервью с Курехиным упоминаются Юнг, Мандельброт, Хабермас, Андре Глюксман, Бретон, Домаль, Арто, Андре Жид, Генон, Фуко, Лиотар, Лакан, Деррида, Ницше, Хайдеггер, Юнгер, Марк Бернес, Вирт, Вилигут, Хорбигер, Йорг Ланце фон Либенфельс, Хильшер, Эвола, Жорж Батай, Франсуа Жоливе-Кастело. Немало для человека, который так и не получил высшего образования.

Поэтому традиционно фестиваль SKIF - это многожанровое явление (мультимедийное, как его называют организаторы). Не только музыка, но и видеоарт, авангардный театр, перфомансы, компьютерные технологии, фотовыставки, современный танец, художественные акции, авангардная мода (детище Анастасии Курехиной) были представлены 25-28 апреля сразу на нескольких сценах и в нескольких залах Дворца Молодёжи.

"Саша, гони этих индусов на сцену..."
"Если я сейчас не покурю и не выпью пива, я умру..."
"Ты-таки выполз вчера на сцену?..."

Много забавных вещей можно было услышать в эти дни за кулисами концертного зала Дворца молодежи, а еще больше увидеть. Удивительные личности, многие с музыкальными инструментами в чехлах, покуривающие травку и помахивающие ключами от собственных авто - этакий компромисс между экс-хиппи, старым добрым роком и крепким эстэблишментом.

История СКИФа так же удивительна и трагична одновременно, как и жизнь Сергея Курехина. Первый SKIF состоялся в Нью-Йорке в январе 1997 года - гигантский 11-дневный фестиваль, в котором приняло участие больше сотни музыкантов, поэтов и художников. Организовать его смог эмигрант Борис Райскин, когда-то принимавший участие в "Поп Механике" и потрясенный смертью Курехина. Сергей скончался в июле 1996 года от редчайшей болезни - саркомы сердца, уже в январе 1997 года был организован Фестиваль, а в марте того же года Борис Райскин покончил с собой.

В мае 1998 года в Нью-Йорке состоялся второй фестиваль SKIF-2, который уже не был сугубо русско-американским фестивалем и приобрел статус международного, в котором также приняли участие музыканты из Европы и Японии. Продюсером фестиваля стал Дэвид Гросс, тоже эмигрант из СССР.

Организаторы Фестиваля - прежде всего Анастасия Курехина, близкие друзья и единомышленники Курехина, - приняли решение о переносе СКИФа в Петербург, на родину композитора. 2-4 октября 1998 года при поддержке института "Открытое общество" состоялся третий фестиваль SKIF-3, который проходил в Ленинградском Дворце Молодежи. В Фестивале приняли участие более 100 музыкантов из США. Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Болгарии, Литвы, Украины и России. В фестивале также участвовало несколько танцевальных трупп, демонстрировались кинофильмы с участием Сергея Курехина и фильмы с его музыкой. Была организована выставка фотографий и плаката "Поп механики". В SKIF-3, SKIF-4 (апрель 2000) и SKIF-5 (апрель 2001) участвовало свыше двухсот коллективов со всего мира.

Вот что говорил Всеволод Гаккель - художественный руководитель СКИФа-3: "Экспериментальная или альтернативная музыка не востребована в нашей стране. До последнего времени не было традиционного фестиваля современной музыки. Нашим фестивалем мы показываем существование огромного слоя музыки и даже шоу-бизнеса, которого нет в России, но есть во всем мире. Мы даем возможность музыкантам сопоставить свой опыт игры и сочинения музыкальных произведений с тем опытом, который имеют их зарубежные коллеги высокого класса. На мой взгляд - это самая интересная и прогрессивная область музыкальной культуры на сегодняшний день. Фестиваль является наследником идей Сергея Курехина - ключевой фигуры русской культуры конца XX века".

Среди участников SKIF-6 - много известных имен. Peter Brotzman (Германия), легенда мирового фри джаза, Vermicelli Orchestra, инструментальный арт-world-рок коллектив, Eugene Chadbourne (США) - один из оригинальнейших гитаристов в мире, "Колибри", женское постмодерновое импрессионистическое трио, "TequilаJazzz", в сопровождении фильма Сергея Эйзенштейна "Стачка", "Ник Рок-н-Ролл" , король зауральского панк-рока, Kharkov klezmer band (Украина), Псой Короленко - культовый поэт, группы "Внезапный сыч", "Смысловые галлюцинации" и многие другие.

Этот Фестиваль невозможно описать полностью без бригады корреспондентов и операторов. Слишком глобально и разношерстно все происходящее: сотни исполнителей и ансамблей, несколько сцен, работающих одновременно, выставки и сотни интересных людей в зале и фойе, музыкальное шоу в режиме нон-стоп с 6 вечера до 6 утра. Можно на минутку зайти в кафе перекусить и остаться там до утра, растворенным в напряжении и необъятности звучащей там музыки.

Характер Фестиваля - это характер самого Курехина, веселый, открытый, непредсказуемый, провокационный, невозмутимый. У организаторов часто возникают проблемы и мелькает тень отчаяния в глазах, но, в конце концов, ждать объявлении следующей группы по 30-40 минут - не такой уж плохой обычай, это вполне в традициях ленинградского андеграунда. Рассказывает Анастасия Курехина - генеральный продюсер Фестиваля:"SKIF - это живой, пульсирующий организм, за ночь у нас бывает по 2-3 тысячи человек - музыкантов, зрителей, друзей, просто тусовщиков. Всех их объединяет имя Сергея - оно очень много дает для Фестиваля, без него ничего бы не получилось. Нам во многом помогают волонтеры - студенты из Академии Культуры, которые проходят таким образом практику. А секретарь у нас девочка, которая пишет диплом по SKIF-у. Эти люди помогают нам во всем - от бутербродов и кофе, который просто необходим после бессонной ночи, до картриджей для принтера. SKIF-4 транслировался в Интернете, на этот раз мы не делали прямой трансляции - не было человека, который мог бы этим заняться. SKIF делают люди, исходя из собственного желания помочь. Фестиваль живет своей жизнью".В одном из своих последних интервью Сергей Курехин говорил: "Меня современное искусство практически не интересует... Столпы нашей цивилизации, Шекспир, Данте, Гомер, уйдут как точки отсчета. Приходит другая цивилизация, которая назовет другие имена и будет базироваться на них: Даже если с традиционной точки зрения рассмотреть культуру, то наличествует, конечно, чудовищный кризис. Традиции у нас нет, академическое искусство заполонило все, у нас есть только мейнстрим, причем кичевый. Плюс ко всему у нас полное отсутствие авангарда".

Не знаю, как бы отнесся Сергей Курехин к своим сегодняшним эпигонам. Возможно, для него - великого маэстро мистификаций и провокаций - не нашлось бы в современной культуре ничего острого, любопытного, талантливого. Однако каждый слушатель, придя в очередной раз на SKIF, может быть уверенным в том, что получит свежие, необычные впечатления, встретит старых друзей, и ему не придется морщиться от коммерческого плагиата.

Ася Житнюк, ИА "Росбалт".
При подготовке статьи были использованы материалы официальных сайтов Сергея Курехина:
Kuryokhin.COM
Kuryokhin.SPB.RU