Posted 4 мая 2002,, 11:15

Published 4 мая 2002,, 11:15

Modified 2 апреля, 13:32

Updated 2 апреля, 13:32

"Амазонка авангарда". Известная и неизвестная

4 мая 2002, 11:15

В Государственном Русском музее, в корпусе Бенуа открыта выставка произведений Натальи Гончаровой - одного из крупнейших мастеров русского авангарда. Во многих художественных открытиях она была первой даже среди своих блистательных современников. Несмотря на это, творчество художницы известно в меньшей степени, чем искусство Казимира Малевича, Василия Кандинского или Марка Шагала. Поэтому выставка в Русском музее, на которой демонстрируются произведения художницы, созданные еще до отъезда из России, может считаться своеобразным возвращением Натальи Гончаровой на родину.

На выставке представлено 260 работ "амазонки авангарда" из 26 музейных и частных собраний России, Западной Европы и США.
По словам зам. директора Русского музея Евгении Петровой в музейном собрании есть 18 живописных полотен Гончаровой. Почему так немного? Потому, что в свое время ее работы, выполненные за 15 лет творчества в России, были распылены по различным провинциальным музеям. Произведения Гончаровой, оставшиеся после ее смерти в Париже, были завещаны России, Государственной Третьяковской галерее. Но, согласно французским законам, Россия должна была выплатить налог за получение наследства. Российское правительство предпочло сэкономить деньги, расплатившись картинами. Из-за этой недальновидности чиновников только часть работ художницы поступила в 1989 году в Третьяковскую галерею, все остальное оказалось в парижском Центре Жоржа Помпиду.

На этой выставке демонстрируется 40 работ Натальи Гончаровой из Третьяковки, неизменного партнера Русского музея по выставочной деятельности. Знаменитая картина "Кошки (лучистое восприятие черного, желтого, розового)" происходит из коллекции Музея Соломона Гугенхайма. Эта работа Гончаровой никогда не покидала Нью-Йорк. Даже на выставке "Амазонки русского авангарда", объездившей много стран, "Кошки" присутствовали только в Нью-Йорке. Для Русского музея сделано исключение. Музей Людвига, кстати, тоже не предоставлял работы Гончаровой для "Амазонок авангарда". Зато для монографической выставки Гончаровой в ГРМ Музей Людвига дал три работы, в том числе портрет Михаила Ларионова. Есть и работы из провинциальных музеев, которые никто никогда не видел.
Впервые демонстрируется полностью знаменитый цикл "Жатва", собранный по разным музеям.

Имя Натальи Гончаровой, принадлежащей к старинному дворянскому роду, из которого происходит Натали Пушкина, чаще всего упоминается в связи с ее мужем - знаменитым художником Михаилом Ларионовым. Однако уже современникам было ясно, что творчество Натальи Гончаровой самодостаточно. Сам Ларионов, кстати, с величайшим уважением относился к таланту своей жены и способствовал в 1913 году открытию в Москве ее огромной персональной выставки, на которой было представлено около 800 работ.

Дуэт "Ларионов-Гончарова" объединяли не только личные отношения. Они решали сходные проблемы в искусстве, в поисках нового пластического языка живописи. Когда в 1912 году Ларионов выдвинул теорию "лучизма", положившую начало развитию беспредметного, абстрактного искусства, Гончарова с энтузиазмом подхватила ее. Примером работ тех лет служат "Кошки", "Море", "Лучистый лес", "Лилии". В них Гончарова балансирует на грани вполне реального мотива и беспредметности. Особенность стиля Гончаровой заключается в наличии мощного цветового начала, в органичном и утонченном слиянии разных традиций: от импрессионизма и постимпрессионизма до африканской скульптуры и русского лубка, от византийских мозаик и древнерусской иконописи до футуризма и абстракции.

В экспозиции нынешней выставки, помимо живописных работ Гончаровой, представлено ее театрально-декорационное искусство. Прежде всего, это эскизы костюмов к балету Стравинского "Золотой петушок", с которого началась зарубежная слава не только самой Гончаровой, но и дягилевских "Русских сезонов". Довольно-таки полинявший, но все же великолепный занавес к "Золотому петушку", выставленный сейчас в аванзале, Русскому музею удалось получить для выставки в последний момент, по воле счастливого случая - из кельнской галереи Кристины Гмужинской. Со времен, пролетевших с триумфа дягилевских "Русских сезонов", его впервые увидит множество людей.

О театрально-декорационном искусстве Натальи Гончаровой представление дают также эскизы к комедии Карло Гольдони "Веер", поставленной в Московском камерном театре Александром Таировым. Игравшая в спектакле Алиса Коонен пишет в своих мемуарах: "Для оформления "Веера" Александр Яковлевич пригласил двух замечательных художников - Михаила Ларионова и Наталью Гончарову. Имя Натальи Гончаровой незадолго до этого прогремело за границей: ее декорации к "Золотому петушку" Стравинского вызвали сенсацию в Париже. Стихия театра была близка им обоим, и они работали с увлечением. Как художники они прекрасно дополняли друг друга. Ларионов определил их содружество так: "Я строю, а Наташа раскрашивает"".

Значительную часть экспозиции составляют рисунки, пастели, акварели, а также произведения печатной графики, в том числе альбом 1914 года "Мистические образы войны". На выставке в Русском музее можно познакомиться с практически неизвестной нашему зрителю стороной творчества Натальи Гончаровой - ее работой в моде. Как пишет Александр Васильев в своей книге "Красота в изгнании", среди салонов мод Парижа 20-х годов, привлекавших к работе русских художников, следует отметить дом моды "Мырбор". В салоне создавали модели и предметы интерьера по эскизам Пикассо, Леже, Миро. Несколько сезонов там работала и Наталья Гончарова. Васильев обнаружил модели, которые по всей вероятности созданы ею, в отделе костюма лондонского Музея Виктории и Альберта.

Редкие по оригинальности замысла и технике исполнения вещи очень близки к ее эскизам для Дома "Мырбор", сохранившихся в частной коллекции в Париже. Все вещи, найденные в Лондоне, отделаны в технике аппликации и по способу изготовления напоминают костюмы дягилевской антрепризы. Орнамент аппликаций абстрактный, но в них чувствуется славянский колорит. На выставке в ГРМ, к сожалению, нет костюмов, созданных Гончаровой: с Музеем Виктории и Альберта переговоры не велись. Зрители увидят лишь несколько выполненных художницей эскизов женских платьев 1912-1913 годов из коллекции, унаследованной Третьяковкой. Но все черты особого стиля Гончаровой, подмеченные Александром Васильевым, в них уже присутствуют, в том числе и крупные абстрактные орнаменты.

Появление в искусстве XX века множества талантливых женщин-художниц, было вызвано глубокими социальными и психологическими переменами, которые переживало человечество на переломе столетий. Искусство, как это обычно бывает, уловило и отразило их еще тогда, когда они только начали зарождаться. Женщина, которой веками в искусстве отводилась скромная роль модели или, казалось бы, более почетная, но тоже пассивная роль музы, доказала свое право быть творцом. Алиса Коонен в своих мемуарах пишет об Александре Экстер и Наталье Гончаровой: "Обеих называли амазонками за тот воинственный дух, который они неизменно проявляли во всяких дискуссиях и спорах об искусстве".

Среди "амазонок авангарда" - Александры Экстер, Любови Поповой, Ольги Розановой, Наталья Гончарова, быть может, самая яркая художница и сильная личность, превосходящая по мощи темперамента многих мужчин. Сергею Дягилеву принадлежат слова: "Наиболее замечательным авангардным художником в России является женщина - Наталья Гончарова".

Зав. отделом русской живописи второй половины XIX-XX века ГРМ Владимир Леняшин определил выставку как "содержательную, научную, концептуальную" и при этом "обаятельную, доверчивую и открытую". По его мнению, выставка входит в цикл больших стилистических экспозиций Русского музея ("Агитация за счастье", "Романтизм в России", "Символизм в России", "Портрет в России. XX век"), которые позволяют увидеть русское искусство в мировом контексте.
Владимир Леняшин также сравнил выставку Натальи Гончаровой с экспозицией другого мастера русского авангарда Владимира Баранова-Россине, которая тоже открыта сейчас в корпусе Бенуа: "Эти выставки дополняют друг друга. Оба художника были очень впечатлительными, впитавшими в себя традиции европейского искусства. Конечно, дар Гончаровой более мощный, чем у Баранова-Россине, но их роднит та отзывчивость, та способность все легко постигать, которая вообще характерна для России".

Зинаида Арсеньева, Санкт-Петербург

Выставка "Наталья Гончарова. Годы в России" продлится до 15 июля.