Posted 26 мая 2002,, 09:55

Published 26 мая 2002,, 09:55

Modified 2 апреля, 13:25

Updated 2 апреля, 13:25

"Черный квадрат" N 2 и "бесстыдная венера" - рядом

26 мая 2002, 09:55
Коллекция Государственного Эрмитажа пополнилась знаменитой картиной Малевича "Черный квадрат". По иронии судьбы презентация картины состоялась 24 мая - в тот самый день, когда в музее открывалась выставка тициановской "Венеры с зеркалом" из Национальной галереи Вашингтона.

В 1915 году на выставке "0,10" Казимир Малевич впервые явил миру свой "Черный квадрат". Считавший себя "апостолом" нового искусства, Малевич декларировал: "Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда мы увидим чисто живописное произведение:"

В мае 2002 года коллекция Государственного Эрмитажа пополнилась знаменитой картиной Малевича "Черный квадрат", ранее являвшейся собственностью ОАО "АБ "Инкомбанк"". По иронии судьбы презентация картины состоялась 24 мая - в тот самый день, когда в музее открывалась выставка тициановской "Венеры с зеркалом" из Национальной галереи Вашингтона. Так икона русского авангарда и "бесстыдная венера" оказались рядом. Во время пресс-конференции Михаила Пиотровского, данной по этому случаю, полотно было выставлено на мольберте на сцене Эрмитажного театра. Уже в середине июня "Квадрат" найдет пристанище в одном из залов музея.
Скорее всего, одна из самых знаменитых картин в истории мировом живописи будет пока висеть на третьем этаже в зале МоМА, рядом с залом, где выставлена "Композиция" Василия Кандинского. Директор Эрмитажа назвал обретение Малевича осуществлением своей мечты о том, чтобы в музее были выставлены полотна самых знаменитых художников XX века.

История этого "Черного квадрата" до Эрмитажа такова. Известно, что некоторые картины и рисунки Малевича были переданы в Русский музей в 1926 году из Музея Художественной культуры, а также приобретены в начале 30-х годов у самого автора. Основная часть наследия художника поступила в Русский музей после его смерти в 1936 году. Через год после смерти Малевича его мать, жена Наталья Андреевна, дочери от разных браков передали в музей практически все, что находилось в квартире после кончины Малевича. В Русском музее оказалась и одна из версий "Черного квадрата", написанного Малевичем предположительно в 1924 году специально для венецианской выставки вместе с "Черным кругом" и "Черным крестом". Другая версия "Черного квадрата" размером 53,5х53,5 см и датированная 1913 годом, осталась в собственности вдовы художника. Она умерла в 1991 году. "Квадрат" вместе с "Автопортретом" и "Портретом жены" был унаследован ее племянницей, которая вскоре продала картины ОАО "АБ "Инкомбанк"".

В 1994 году Инкомбанк предоставлял "Черный квадрат" Государственной Третьяковской галерее для показа на выставке "Европа-Европа" в Германии. Когда Инкомбанк обанкротился, образованный Комитет кредиторов, принял решение о продаже корпоративной коллекции произведений искусства на аукционе. 19 марта 2002 года "Черный квадрат", представляющий особую ценность, доставили из Москвы в Петербург на экспертизу в Эрмитаж. Подробнее о проведенных исследованиях и их результатах рассказал на пресс-конференции заведующий Отделом научно-технической экспертизы ГЭ Александр Косолапов:
"Мы изучили все материальные и технические аспекты полотна Малевича от холста и его связующих до использованных пигментов и характера мазка. Картина написана в довольно стандартной для первой четверти XX столетия манере. Это - масляная живопись на льняном холсте, в которой использованы два художественных пигмента: цинковые белила и жженая кость. Той же самой жженой костью выполнена подпись на обороте холста. Рентгенографическая экспертиза выявила определенный поиск формы. К примеру, белые поля картины и сам квадрат поправлялись много раз. Сам квадрат загрунтован вручную довольно небрежной кистью цинковыми белилами. Имеются загрязнения на белых полях. Все это позволило сделать вывод, что полотно не содержит признаков, которые позволяли бы опровергнуть авторство Малевича".

Кстати, на белых полях квадрата есть отпечатки пальцев. В середине 90-х годов в фондах Русского музея были обнаружены маска и слепок руки Малевича, снятые сразу после его смерти и переданные в музей в 1935 году Николаем Суетиным. Но по слепку ведь не определишь отпечатки пальцев. Известно, что Малевич подвергался процедуре дактилоскопии, но она не сохранилась и идентифицировать отпечатки пальцев невозможно. Сложно определить и точную дату написания эрмитажного "Черного квадрата", хотя на обороте холста написано: 1913 год. Но Малевич часто ставил даты на своих полотнах произвольно, а в конце жизни и вовсе изменял их. Специалисты по творчеству Малевича говорят, что он все свои "Черные квадраты" датировал 1913 годом, то есть периодом, когда это произведение было создано впервые.

При экспертизе бывшего инкомбанковского "Квадрата" его сравнивали с рентенограммой версии этого произведения, принадлежащей Русскому музею. Было установлено, что "Квадрат" Русского музея содержит куда больше свинца, чем эрмитажный. Но это не имеет отношения к вопросам установления авторства, поскольку Малевич, скорее всего, действительно писал эти варианты в разное время.

Как только стало известно о предстоящей распродаже корпоративной коллекции обанкротившегося "Инкомбанка", руководители Эрмитажа стали искать возможности его приобретения. С главой холдинговой компанией "Интеррос", давним другом и меценатом Эрмитажа Владимиром Потаниным, который, в частности, поддерживает проект музея, связанный с созданием галереи современного искусства, была достигнута договоренность о том, что он пожертвует Министерству культуры РФ деньги на приобретение картины для Эрмитажа. Комитет кредиторов согласился с ценой в $1миллион, которую определил независимый эксперт - член Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата Г.А. Путников. Имя Эрмитажа сыграло роль и в выделении денег, и в решении Комитета кредиторов. 23 апреля был издан Приказ МК РФ N 625 "Об использовании приоритетного права государства на приобретение картины К. Малевича "Черный квадрат"".

Этот приказ, в частности, предписывал Эрмитажу заключить от имени Минкульта договор купли-продажи с ОАО "АБ "Инкомбанк"", оформить прием картины и поставить ее на музейный учет. Отделу же музеев министерства предписывалось включить "Черный квадрат" в государственную часть Музейного фонда РФ и закрепить его за Государственным Эрмитажем на правах оперативного управления. М. Б. Пиотровский заключил с конкурсным управляющим ОАО "АБ "Инкомбанк"" А. В. Есиным договор купли-продажи. 26 апреля 2002 года "Инкомбанку" была переведена сумма, эквивалентная миллиону американских долларов. В этот же день Пиотровский и Есин подписали акт, согласно которому Эрмитаж принял "Черный квадрат" на постоянное хранение.

За всю историю русского меценатства никто не приобретал картину на свои личные средства для государства. По слухам, распространяемым в СМИ, Зураб Церетели, который приобрел на распродаже коллекции Инкомбанка 13 апреля в аукционном доме "Гелос" немало произведений для Московского музея современного искусства, заявлял о своей готовности выложить за "Черный квадрат" $10 миллионов. Михаил Пиотровский заметил, что цена в $ 1 миллион действительно являлась стартовой для аукциона, на который "Квадрат", к счастью, не попал. Что касается Зураба Церетели, то его намерения заплатить такие деньги, за которые еще никто никогда в России картины не покупал, не были подтверждены конкретным предложением. Кроме того, как совершенно справедливо считает М.Б. Пиотровский, нельзя сравнивать значение Эрмитажа и основанного З.К. Церетели Музея современного искусства. По этой причине вполне понятно, почему Эрмитажу было отдано предпочтение. Со времен Первой мировой картины подобного уровня для Эрмитажа не приобретались.

Зачем "Черный квадрат" Эрмитажу? Михаил Пиотровский считает, что "Черный квадрат" Малевича - это не просто явление русского авангарда. Начиная с этого произведения, художественный мир вышел за пределы пространства реальной действительности. Это один из знаков искусства XX столетия. В связи с тем, что XX век закончился, Эрмитаж занялся формированием коллекции современного искусства. Налажены отношения по устройству временных выставок известных художников XX века с американскими крупнейшими музеями Соломона Гугенхайма и МоМА, с парижским Центром Жоржа Помпиду. Есть идея сделать выставку знаковых произведений искусства XX века. Ее украшением, без сомнения, станет "Черный квадрат" N 2 Казимира Малевича, который остается неизменным и неразгаданным символом ушедшего в прошлое столетие...

Малевич написал всего четыре "Черных квадрата", и сейчас они, по мнению М.Пиотровского, справедливо распределены между российскими музеями. Считает ли такое распределение справедливым Русский музей, тоже претендовавший на "Черный квадрат" из коллекции "Инкомбанка", неизвестно.

Зинаида Арсеньева