Posted 30 мая 2002,, 09:48

Published 30 мая 2002,, 09:48

Modified 2 апреля, 13:24

Updated 2 апреля, 13:24

Судьба "Баядерки"

30 мая 2002, 09:48
31 мая в Мариинском театре - интригующая премьера. Зрители увидят очередную реконструкцию - балет "Баядерка", максимально приближенный к версии 1900 года.

31 мая в Мариинском театре - интригующая премьера. Зрители увидят очередную реконструкцию - балет "Баядерка", максимально приближенный к версии 1900 года.

"Баядерка" на музыку Л. Минкуса - самый старый балет Мариуса Петипа, дошедший до наших дней. Поставленный в 1877 году для бенефиса балерины Екатерины Вазем, он сразу завоевал заслуженную популярность. Сюжет из жизни экзотической Индии, контрастная подача зрелища и драматическая концепция несокрушимости духа, в центре которой - мятежный женский образ, гарантировали спектаклю успех. Не смущала даже трагическая развязка, нежелательная на императорской сцене. Масса комплиментов досталась первой баядерке - Е. Вазем, и её партнеру Солору - Л. Иванову, будущему создателю "Лебединого озера".

/doc/art/pic5.jpg
Успех постановки возбудил ревность хореографа Петипа к славе либреттиста Худекова, и в прессе разгорелась смешная полемика об авторстве балета. Комизм ситуации в том, что родословная "Баядерки" уходила корнями в эпоху романтизма, когда один из "родителей" был ещё отроком, а второй даже не родился. В "Баядерке" перебродили поэтические таланты Гёте, Готье и Калидасы. Хореография вобрала талантливые находки Ф. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леона, Л. Петипа. Всё это богатство творческий гений М. Петипа, верный принципу "Что увидел, то моё!", сумел придирчиво переработать в собственное творение.

История любви баядерки Никии и воина Солора изложена в форме притчи, где земному предопределению противостоит неземная страсть. Никии назначено жить в храме и блюсти священный огонь. Солор с детства помолвлен с дочерью раджи Гамзатти. Полюбив, баядерка преступила закон, и дальнейшие события можно рассматривать как фазы "следственного эксперимента" в расследовании небесной канцелярии по делу баядерки Никии.
Это - лишь плотское чувство? И сам Великий Брамин, воспылав страстью к баядерке, безрезультатно предлагает ей священную корону. Она ослеплена высоким положением лучшего из воинов и любимца раджи? И гордая соперница принцесса сулит ей сокровища Индии, умоляя оставить возлюбленного.

/doc/art/pic1.jpg
Следующее испытание - "быть или не быть", где "быть" означает смерть. Последнее искушение - суд над тем, кто нарушил клятву верности, данную перед священным огнем. Ведь чем больше доказывала Никия правоту и непогрешимость своей любви, тем ничтожнее выглядел её объект, победитель бутафорского тигра. Тем не менее, она является из мира теней на его зов не покарать - предостеречь. Вернувшись из сновидения в мир материальный, Солор готов жениться на преступной принцессе. Но вступает в силу небесный вердикт, и рушится земной храм, погребая всех под обломками, а в бесконечности соединяются тени Никии и Солора.

С уходом Е. Вазем начинается увядание "Баядерки". Критики-балетоманы вздыхали "о теперешних балеринах, которым до такой высоты искусства, на котором стояла Вазем, очень далеко", и балет скоро выпал из репертуара.
Возобновление "Баядерки" произошло в 1900 году для некоронованной владычицы Мариинской сцены Матильды Кшесинской. Её баядерка походила на золотого идола, чью шею выпрямляло бриллиантовое ожерелье, а малоподвижный торс закован в богатый корсет. Характер исполнительницы сказался в новой интерпретации смерти Никии. По сюжету баядерка погибала от укуса змеи, притаившейся в подаренном букете. Кшесинская, получив цветы, замечала в них змейку, дразнила её в танце и смертью диктовала свою волю.

Следующей баядеркой стала Анна Павлова, очистившая роль от шаблонов эстетики XIX века. Уникальная балерина превратила танец в "парящую живопись пластических линий". Для актрисы Павловой уже существовала "четвертая стена" между сценой и залом, а главное, что отмечали очевидцы, - обнаженный нерв восприятия, превращающий в реальность театральный сюжет. Покой и гармонию Никия Павловой обретала после смерти: её мечты сбывались в царстве танцующих теней. Анна Павлова вознесла роль Никии на высоту, штурмовать которую стало делом чести претендующих на звание прима-балерин, и среди наиболее удачливых - имена Гельцер, Карсавиной, Спесивцевой.

/doc/art/pic6.jpg
Несчастье постигло спектакль в 1919 году, когда из действия был изъят последний акт, а часть его танцев перекочевала во второе действие. Формальная причина - нехватка технического персонала для трюка разрушения храма. Но, скорее всего, советскую власть, отделившую церковь от государства, раздражал религиозный уклон, а уж тем более - гнев богов, демонстрируемый в финале. В купированном варианте храмовая прислужница и воин становились жертвами царской семьи, а мистика акта теней объяснялась наркотическим опьянением героя. Спектакль предложенной концепции отчаянно сопротивлялся, а вскоре и вовсе исчез с афиш.

В 1941 году В. Пономарев и В. Чабукиани возобновили "Баядерку" в новой редакции, но по-прежнему без "разрушения храма". Задавшись целью приблизить балет к требованиям времени, постановщики очистили спектакль от затяжной пантомимы. Пономарев, восстанавливая текст Петипа, от себя добавил вариацию Гамзатти. С легкой руки Чабукиани в первом акте появился танцевальный дуэт Никии и Солора, им же была заново построена композиция второго акта (теперь это - "Свадьба Солора") и бравурная вариация Солора в акте "Теней". Позже добавились виртуозный танец Золотого Божка от Н. Зубковского и нелепейший дуэт Никии с рабом от К. Сергеева.

/doc/art/pic2.jpg
Так спектакль обрел черты актуальности. В Советском Союзе балет был понятен каждому и без программки. Власть имущие подсматривали, доносили, запугивали и распоряжались чужими судьбами, их подданные молчали, трусливо делая, что велят. Советские герои совершали гадости, затем напивались и каялись с надрывом. На сцене главный персонаж, став соучастником убийства любимой девушки, курил опиум, грезил о прощении и танцевал победные вариации. Отсутствие финала было оправдано: месть богов выглядела бы смехотворно в стране, хранящей в церквях картошку.

За советский период партию баядерки танцевали многие балерины. Спектакль капризничал, требовал выстроенности роли по образцу драматического театра, позабытого искусства пантомимы и кантилены классического танца. При этом логика повествования, оборванная на полуслове, отдавала абсурдом. А главное - роль требовала редкого дара магнетического воздействия на зал. Таким талантом обладали балерины советского периода Марина Семенова и Алла Шелест.

/doc/art/pic7.jpg
Баядерка Семеновой гордо противостояла враждебному миру, яростно сопротивляясь обману. Эмоции, переполнявшие её, были достоверны и обладали быстрой сменой ракурса. Обреченная баядерка с такой мощью ненависти показывала на преступников - "Вы убили!", что актеры в испуге пятились. И тут же глаза подергивались дымкой, гнев истаивал, страдание менялось светом, баядерка принимала смерть спокойно, как мученики всходят на костер.

Баядерка Шелест была жрицей и хранительницей единственной любви. Вокруг священного огня вился, пропитываясь, её танец; это священное пламя она несла в себе через всё действо. Алле Шелест мы обязаны многими драматическими находками, одна из которых укоренилась в сцене объяснения Гамзатти и Никии. Пугаясь своего поступка, её Никия привычно роняла кинжал, кидалась бежать, но в противоположную выходу сторону. Замечала ошибку, резко затормозив, в ужасе осматривалась - "Где я?", и в смятении неслась к спасительному выходу из дворца.

/doc/art/pic3.jpg
Театральные легенды повествуют, как на спектаклях этих балерин зрители, не замечая того, вставали во время действия, плакали в сцене гибели баядерки, после акта "Теней" уверяли, что смерти нет. Такова сила художественного дарования. Сходным талантом обладает и наша современница Ульяна Лопаткина. Её основное достоинство в том, что Никию-Лопаткину мы можем увидеть сами на сцене Мариинского театра. Впрочем, не сейчас. Удачные вводы в "Баядерку" происходят гораздо реже, чем в другие спектакли. Но пару лет назад состоялся двойной дебют молодых исполнителей: В. Парт (Никия) и Д. Семионов (Солор). Со сцены словно повеяло свежим ветром, так искренни и непосредственны были артисты. Да, забвение "Баядерке" не грозит...

Конечно, ни одна из балерин, танцевавших в усеченной редакции "Баядерки", не смогла бы возместить талантом потери хореографической целостности балета Петипа. Разговоры об утраченном финале спектакля появились вновь после опубликованных воспоминаний хореографа Федора Лопухова. Тень Никии, видимая только Солору, кружила около него, становясь между Солором и его невестой, превращая дуэт в трио. Солор всё время пытался следовать за тенью и казался почти сумасшедшим. Девушки подносили корзинку с цветами принцессе, но цветы напоминали об убитой баядерке. Тут она видела тень Никии и в ужасе бросалась к отцу. "Во всём этом было что-то непонятное, жуткое", - рассказывал Ф. Лопухов.

/doc/art/pic4.jpg
И вот воссоединение "Баядерки" с собственным финалом назначено. Как ни странно, благодарить за это мы должны наших соотечественников, растиражировавших М. Петипа по всему свету в "собственном прочтении". Мариинский театр сегодня - прежде всего, хорошо продающийся "бренд", и ему необходим беспроигрышно оригинальный репертуар. А что может быть надежнее классика Петипа?

На сей раз возобновители, наученные горькой критикой "Спящей красавицы" (а, возможно, просто не имея времени), пообещали не выбрасывать из "Баядерки" фрагменты, привнесенные после Петипа. Их благородная цель - "почистить" хореографию от налета времени и вернуть утраченное. А что из этого получится - увидим на премьере.

Марина Михайлова, ИА "Росбалт"