Posted 19 июля 2002,, 10:58

Published 19 июля 2002,, 10:58

Modified 2 апреля, 13:10

Updated 2 апреля, 13:10

Предвыборная любовь

19 июля 2002, 10:58
Чем ближе выборы, тем более экзотические формы будет принимать это депутатское чувство к собственным избирателям.

Был когда-то в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга такой депутат - Константин Севенард. Человеком он слыл богатым, в деньгах особо не нуждался, а потому раздавал весь свой депутатский резервный фонд пенсионерам. Благодаря чему без труда снискал их любовь и теперь заседает в Госдуме.

Большинство бывших коллег Константина Юрьевича - люди бедные. Они не ищут дешевой популярности и расходуют средства своего резервного фонда гораздо более экономно. В итоге избирателям достается совсем чуть-чуть, зато и о депутатах своих такие избиратели сказать практически ничего не могут. Поэтому когда начинаются выборы, народным избранникам приходится наверстывать упущенное.

Все наблюдатели сходятся во мнении, что эта избирательная кампания в Петербурге опять будет изобиловать "грязными" PR-технологиями. Но "грязь" начнется по осени, ближе к дате голосования. Потому что стоит она дорого, и если поливать врагов сейчас, то к осени деньги кончатся, а враги "обсохнут". Поэтому на нынешнем этапе все кандидаты - и действующие депутаты, и их конкуренты - предпочитают экономить ресурсы и пользоваться простыми средствами агитации и пропаганды.

Самое главное средство агитации - это газета. Кандидат без газеты - что генерал без лампасов: абсолютно несерьезное явление. Обязательный атрибут такой газеты - интервью с кандидатом, украшенное его большой фотографией, а также анекдоты. Популярные в начале 90-х фотографии a la советский паспорт вышли из моды, их заменили фотопортреты с проникновенным и задумчивым взглядом.

Кулинарные рецепты, очевидно, в силу их раздражающего для социально незащищенных слоев воздействия, встречаются всё реже. Последнее время большую популярность приобрели фоторепортажи о посещении депутатом какой-нибудь бабушки-долгожительницы в ее юбилей, с вручением цветов и коробки шоколадных конфет.

Наиболее предусмотрительные депутаты, готовящие сани летом, стараются информировать избирателей о своем существовании постоянно, делая вкладки в муниципальные газеты. Однако здесь есть проблемы: во-первых, муниципалы по закону обязаны издавать газеты, но не обязаны их распространять, так что добрая половина тиража, как правило, остается в самом муниципалитете. Во-вторых, качество подобных газет таково, что иначе как антирекламой печатающегося в них депутата это назвать нельзя.

Отчеты об использовании резервных фондов пока не публикуют - этот козырь народные избранники берегут на потом. Впрочем, те, кто активно "прикармливал" округа, в особых отчетах не нуждаются. А тех, кто этого не делал, они вряд ли спасут.

Своеобразной, хотя и ставшей уже достаточно банальной формой депутатской отчетности остаются таблички "дверь установлена депутатом Р.", "скамейка поставлена депутатом А.". Но должной избирательской любви такие вещи уже не вызывают, особенно если конкуренты допишут под подобной сентенцией - "на ваши деньги".

Очень модной в этом избирательном сезоне будет, судя по всему, тема борьбы с незаконным строительством. В доброй половине округов организуются различные союзы жителей, которые, под руководством кандидата, протестуют против вырубки их любимого садика и возведения там какой-нибудь многоэтажки. Не теряет актуальности и проведение различных субботников и детских праздников.

По весне на депутатов напало поветрие популистского законотворчества - в этом сезоне их особенно тянет на патриотизм и борьбу за нравственность. При этом один из главных борцов за оную одновременно ухитряется сочинять весьма далекие от пуританства любовные романы (фрейдисты наверняка отметили бы, что это вещи взаимосвязанные).

А одна из фракций ЗакСа в преддверии выборов взяла и пообещала всем пенсионерам доплаты к пенсиям. Что нас ждет по возвращении депутатов с каникул, остается только догадываться...

Впрочем, некоторые депутаты подходят к работе с избирателями творчески и не ограничиваются банальными подарками и чаепитиями на дому у избирателей или в ЖЭКе. Народный избранник одного из отдаленных от центра округов, к примеру, привозит активную общественность к себе в Законодательное собрание и угощает ее в тамошнем буфете за свой счет.

Андрей Власов. Санкт-Петербург