Posted 28 августа 2002,, 15:18

Published 28 августа 2002,, 15:18

Modified 2 апреля, 13:01

Updated 2 апреля, 13:01

Заводы и фабрики - художникам!

28 августа 2002, 15:18
На 20 дней один из цехов старой петербургской фабрики был отдан российским и британским художникам. Рабочим это не понравилось...

В течение двадцати дней августа на территории петербургской фабрики "Красное знамя" реализовывался один из этапов "emplacements" - культурной акции, инициированной в 1997 году британскими художницами Франсуазой Дюпре и Роксаной Пермар, суть которой заключается в перемещении художников с традиционных выставочных площадок - галерей и музеев - в индустриальные зоны исторической городской застройки.

Главный смысл такого перехода заключается в ощущении причастности каждого участника к процессу труда и стремлении устранить границы между культурной и социальной сферами. Кроме того, этот проект привлек внимание к памятникам промышленной архитектуры, а искусство внесло свой вклад в изучение истории самого производства.

Два года назад объектом для художественной инициативы "emplacements" в Петербурге стала территория Новой Голландии - уникального памятника архитектуры XVIII века. В этом году была выбрана трикотажная фабрика "Красное знамя", один из корпусов которой является памятником эпохи конструктивизма.

Интерес к истории промышленной архитектуры появился в России сравнительно недавно. В середине 1980-х годов на многих российских предприятиях, существующих сто и более лет, назрела необходимость реконструкции и нового строительства. Руководство заводов и фабрик было готово снести старые постройки, чтобы на их месте воздвигнуть новые корпуса. В связи с угрозой разрушения многих уникальных промышленных строений в марте 1984 г. В Союзе архитекторов РСФСР были сформированы списки памятников федерального и местного значения.

В Петербурге в городском комитете по контролю, использованию и охране памятников в 1993 году появился специальный Отдел промышленной архитектуры. В настоящее время на учете здесь состоят 200 зданий, являющихся памятниками промышленной архитектуры федерального значения, и более 700 - местного значения. Одним из таких зданий является Главная электрическая подстанция фабрики "Красное знамя".

Эта фабрика возникла на основе чулочно-носочного предприятия, построенного в России в 1856 году немецким предпринимателем. После Октябрьской революции производство было национализировано. Новое советское начальство фабрики с большим энтузиазмом принялось за ее реконструкцию. В конце 1920-х годов оно отправилось в Германию не только для того, чтобы перенимать производственный опыт, но и чтобы пригласить прогрессивного архитектора для участия в строительстве новых зданий фабрики.

На предложение советских промышленников откликнулся Эрик Мендельсон - известный немецкий архитектор-конструктивист, уже прославившийся к тому времени построенным в Берлине по его проекту промышленным зданием. Для советского предприятия он спроектировал здание Главной электрической подстанции и красильный цех, который был новаторским не только с архитектурной точки зрения, но и как инженерное сооружение - Мендельсон продумал уникальную систему вентиляции.

Строительство началось в 1928 году. Но городским властям Ленинграда той поры оказались не по вкусу авангардные замыслы немецкого конструктивиста, а местные архитекторы обеспокоились тем, что не был объявлен конкурс и не рассматривались другие проекты. В результате, к концу строительства - 1936 году - по проекту Мендельсона было построено только здание Главной электрической подстанции (Пионерская улица, 22); цех же воздвигался с такими нарушениями проекта, что Эрик Мендельсон отказался от авторства.

В настоящее время на фабрике работают 500 человек, включая управленцев, а большая часть производственных площадей сдается в аренду. Существует фабрика исключительно за счет государственных заказов, ведь основная продукция предприятия - тельняшки.
История фабрики и современное ее состояние стали точками приложения участников международного проекта "emplacements. Для проведения творческих мастерских и выставки им был предоставлен пустующий цех в самом старом, директорском корпусе фабрики.

В помещении цеха от прежней производственной жизни осталось только несколько предметов мебели непонятного предназначения, трое остановившихся часов на стенах и мертвые насекомые и птицы между пыльных стекол. Весь этот реквизит и использовали некоторые из художников, а именно - петербургские участники. Они создали объекты из старых деревянных окрашенных кубиков, железных звезд, стеллажей, - и это стало повторением настоящего, усиливающим ощущение заброшенности, нищеты, отсутствия жизни.

Тот же смысл имеют и снимки, сделанные петербургскими фотографами - Игорем Лебедевым и Дмитрием Шубиным. Лебедев на выставке представил инсталляцию: три фотографии, изображающие торгующих носками старушек, и разложенные перед ними настоящие носки - современная продукция фабрики. Дмитрий Шубин сделал работу, напоминающую репортажную газетную съемку, - в духе первых полос советских газет, публиковавших материалы об ударниках социалистического труда.

Британские художники представили работы, сделанные совершенно в ином ключе, большинство из них - видеопроекты. Одна из основоположниц этой культурной инициативы - Роксана Пермар - представила инсталляцию "Духи". В ней были сопоставлены промышленное производство футболок на "Красном знамени" и ручное изготовление трикотажа женщинами с Шетландских островов. Висящие под потолком белые изделия дополняли видеофильмы. Гейл Пирс использовала продукцию фабрики для создания экрана, на который проецировался видеосюжет о работе на предприятии.

Многие художники при создании своих произведений использовали документальные материалы - видео- и фотосъемку, аудиозаписи, поэтому работники фабрики поневоле были включены в процесс творческих мастерских. Мало сказать, что они не приветствовали интерес художников, тем более иностранных, к своей фабрике, к самому производственному процессу, - рабочие были настроены крайне враждебно. По их мнению, современное положение предприятия не в состоянии поднять авторитет России в глазах иностранцев. В итоге, дело чуть было не дошло до драки...

Российские художники в столь непосредственный контакт с рабочими не вступали. Возможно, что причиной такого разобщения "пролетариата" и "интеллигенции" стало то, что российские участники проекта фабричные руины и производственный упадок воспринимали как национальную особенность. Они не только не увидели в этом ничего экзотического, но и не верили, что каким-либо образом настоящее положение дел можно изменить. И рабочие, по всей видимости, с такой оценкой происходящего были согласны, но из чувства гордости не хотели "выносить сор из избы".

Мажорным аккордом фабричного действа стала инсталляция Франсуазы Дюпре - она украсила цветами разрушенный фонтан, воздвигнутый как памятник работникам фабрики, погибшим в Великой Отечественной войне.

Творческие мастерские и выставка на "Красном знамени" - это не последний проект "emplacements" в Петербурге. Летом следующего года планируется одновременно провести ряд культурных инициатив на промышленных предприятиях городов-побратимов - Манчестера и Петербурга.

Елена Невердовская. Санкт-Петербург