Posted 26 сентября 2002,, 09:34

Published 26 сентября 2002,, 09:34

Modified 2 апреля, 12:53

Updated 2 апреля, 12:53

Последний герой, брат...

26 сентября 2002, 09:34
Первым фильмом, с которого началась карьера Сергея Бодрова, стал "Кавказский пленник". И пленом в кавказских горах, под лавиной, закончилась не только его кинокарьера, но и жизнь...

Фильмография и телекарьера в переплетении с историей жизни и смерти Сергея Бодрова могут стать поводом для исследований и измышлений мистиков и астрологов - так прочно и символично они оказались связаны...

Действие картины "Брат-2" начинается с того, что Данила Багров приходит на программу "Взгляд" - соведущим именно этой телепередачи Сергей Бодров был с 1997 по 1999 годы.Последним телевизионным проектом Бодрова стал "Последний герой" - действительно, формулировка "последний герой" к Даниле Багрову (персонаж Сергея Бодрова в "Брате-1,2") теперь подходит как нельзя лучше: ни один фильм пока не стал столь близким по духу, а потому культовым для российской молодежи.

"Братьям" удалось собрать воедино все грани нового восприятия нового мира: уходящую русско-американскую мечту, "неопатриотизм" - основанный не на "русскости", а на неотъемлемом для "новых героев" России остром чувством справедливости, как бы они эту справедливость для себя не понимали: в воровском законе или в принципах капитализма, что суть одно и то же, или в "силе правды"... Новое восприятие, уводящее каждую ситуацию в инореальность - абсурдную, компьютерную, рок-н-ролльную. Такого "братского рок-н-ролла" в нашем кинематографе уже не будет: не потому даже, что некому сыграть - но, с уходом Сергея Бодрова, это некому так прочувствовать: прожить. Стать героем - увы, последним...

Первым фильмом, с которого началась карьера Сергея Бодрова, стал "Кавказский пленник" - и пленом в кавказских горах, под лавиной, закончилась не только его кинокарьера, но и жизнь: Там, в Кармадонском ущелье, Сергей Бодров снимал фильм "Связной", который должен был связать воедино преодоленные и еще непокоренные Сергеем вершины кинематографа: это первая картина, в которой он был бы одновременно актером, режиссером и сценаристом. Но снова - по страшному, мистическому совпадению, слились кино и реальность. По сюжету "Связного", герой Сергея Бодрова в финале должен погибнуть. Сергей в собственном фильме не дожил даже до финала...

Его знают все - как "брата", Данилу Багрова - но только "ночные жители" телеэфира, зрители программы "Взгляд", знают, что Бодров делал новое российское телевидение. Не то, которое "вещь в себе", изобретающее и конструирующее новую мифологию "под политиков" в период избирательных кампаний, - а то, которое несет на себе функции "социальной помощи".
Осенью 1998 года новое кредо программы "Взгляд", разработанное Александром Любимовым и Сергеем Бодровым, было озвучено в эфире: "Не желая выбирать лучшее из двух зол, мы сделали свой выбор. Мы делаем программу о том, что не зависит от власти - о добре, вере, порядочности, справедливости, то есть о том, что делает жизнь привлекательной: Накорми голодного, дай надежду отчаявшемуся, позвони родителям, построй что-нибудь... Живи красиво. И чем больше будет людей, чья жизнь не зависит от политики, тем быстрее политика начнет зависеть от людей".

Под "духовным руководством" Сергея Бодрова проходила акция "Ящики добра". Ящики, выполненные в форме почтовых, были развешаны на улицах Москвы - в них люди, готовые оказать кому-либо помощь, могли опускать свои письма. "Огромное количество писем приходит от молодых людей - они хотят совершать какие-то добрые поступки, дела, но они просто не понимают, как это делать, они стесняются этого, и поэтому пишут нам, - говорил Сергей Бодров в эфире программы "Взгляд". - Люди должны совершить некий поступок. Они ходят в кино, они покупают билет - они совершают поступок. Они опускают записку:". Журналисты программы находили тех, кому необходима была помощь - едой, одеждой, деньгами, добрым словом - и соединяли с теми, кто готов был эту помощь оказать, кто оставлял свои письма в "Ящиках добра".

Внутри программы "Взгляд" - по инициативе Любимова и Бодрова - родилось "тайное общество" "Дед Мороз", которое разными путями помогало детям из бедных семей получить подарки на Новый год, - те, о которых они давно и безуспешно мечтали. Дети всегда писали письма Деду Морозу, указывая на конвертах разные адреса - Северный полюс, Лапландия, Кремль. И почтальоны стали приносить детские послания в программу "Взгляд". Сначала журналисты действовали сами, - нацепляли бороды и ходили по домам, удивляя родителей и вызывая бешеный восторг детей. Сергей Бодров привел в один двор маленького подмосковного городка целый духовой оркестр, чтобы поздравить с Новым годом юного трубача. Потом тайное общество "Дед Мороз" разрослось - находить спонсоров и дарить подарки стали молодые ребята совершенно разных профессий, уверенные, что обманывать детскую веру в чудо - несправедливо, нельзя.

Ирина Корнева