Posted 22 января 2003,, 09:53

Published 22 января 2003,, 09:53

Modified 2 апреля, 12:19

Updated 2 апреля, 12:19

Забастовка как метод биржевой игры?

22 января 2003, 09:53
"Внутренний" конфликт профсоюзов с работодателем на ОАО "ГМК "Норильский никель" уже существенно повлиял на мировой рынок никеля.

"Внутренний" конфликт профсоюзов с работодателем на ОАО "ГМК "Норильский никель" уже существенно повлиял на мировой рынок никеля.

"Забастовка трудового коллектива "Норильского никеля" может начаться не раньше весны 2003 г., - сообщил корреспонденту АКС Владимир Дрямов, заместитель председателя Федерации профсоюзов Заполярного филиала "Норникеля". - Сегодня-завтра мы дожидаемся официального ответа от руководства компании на наши требования. Если ответ не получим, то по закону мы имеем право начать забастовку. Однако пока мы воздерживаемся: холодно еще бастовать".

Кроме того, как заявляет В. Дрямов, профсоюз уже более месяца пытается через прокуратуру призвать Михаила Прохорова, генерального директора "Норникеля", к ответственности за нарушение коллективного договора. Кроме того, руководство профсоюза ждет ответа на свое письмо в Рострудинспекцию, но пока безрезультатно.

Как сообщили в пресс-службе "Норникеля", предмет разногласий между сторонами состоит из двух пунктов. Первый касается индексации заработной платы: "Профсоюзы требуют ежегодной 20%-ной индексации заработной платы независимо от результатов работы компании. Руководство компании настаивает на том, чтобы индексация велась только в соответствии положениями закона об индексации заработной платы. Второй пункт разногласий касается отпусков для сотрудников, работающих на вредных участках", - делится руководитель пресс-службы "Норильского никеля" Анатолий Комраков.

На предприятиях компании работает 62 тыс. человек. Из них 52 тыс. являются членами двух профсоюзов. В федерацию профсоюзов западного филиала "Норникеля" входят порядка 18 тыс. человек. В общую профсоюзную организацию "Норникеля", возглавляемую Валерием Глазковым, - 34 тыс. человек, причем возможность забастовки рассматривает руководство только профсоюза западного филиала, возглавляемого Валентином Мельниковым.

Напомним, начать процедуру коллективного трудового спора было решено 26 декабря 2002 г. на чрезвычайной профсоюзной конференции Заполярного филиала компании. Поводом для такого решения стало отсутствие индексации заработной платы для работников филиала.
Кроме того, на профсоюзной конференции была принята резолюция с требованием предоставить полную информацию о вознаграждениях и компенсациях руководству компании, а также информацию об основных показателях эффективности использования недр Таймыра, в том числе содержание цветных и драгоценных металлов в добываемой руде и показатели извлечения каждого товарного металла в готовую продукцию.

Процедура трудового спора состоит из трех этапов: работы примирительной комиссии, арбитража, с подключением к конфликту третьих сторон, и конференции трудового коллектива, которая собственно и принимает решение о начале забастовки. Трудовой спор можно прервать на любом этапе при достижении договоренности сторон.

Интересно, что на пресс-конференции в Москве 20 января 2003 г., на которой было объявлено о возможной забастовке, присутствовал только один профлидер "Норникеля" - Валентин Мельников. Анатолий Комраков объясняет это наличием собственной позиции у каждого профлидера "Норникеля" по методам решения спорных вопросов: "Валерий Глазков, в отличие от Валентина Мельникова, считает забастовку мерой преждевременной, так как процесс переговоров между администрацией и профсоюзами продолжается".
В свою очередь, Владимир Дрямов охарактеризовал позицию коллеги как неуверенную: "Мечется, не знает, чью сторону принять".

Участвующий в пресс-конференции президент Всероссийской Конфедерации Труда, член Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Александр Бугаев заявил корреспонденту ИА "Росбалт", что новый менеджмент "Норникеля" пытается свести к минимуму все социальные программы на предприятии. По словам Бугаева, с приходом к управлению в середине 2001 г. команды Михаила Прохорова налаженная система социального партнерства на предприятии была разрушена. Александр Бугаев заявил, что декларации компании о новых социальных программах и механизмах социальной защиты - ложь: "Ничего этого нет, все социальные программы, о которых говорит руководство, были присущи Норильску с советского периода, и сейчас они находятся на худшем уровне, чем тогда".

"Основное требование профсоюза "Норникеля" связано с ростом заработной платы для рабочих. Менеджмент компании, в свою очередь, заявляет, что не может идти на это повышение, так как у предприятия падает прибыль из-за низких мировых цен на никель. Но никто из российских топ-менеджеров никогда не показывает истинной прибыли компаний. Кроме того, надо иметь в виду ту огромную социальную сферу, которая висит на "Норникеле", а также то, что Михаил Прохоров не наёмный менеджер, а владелец компании, не заинтересованный в увеличении расходов на зарплату", - говорит Ирина Леденева, заместитель председателя Горно-металлургического профсоюза России.

По мнению Ирины Леденевой, жесткая позиция руководства "Норникеля" по отношению к сотрудникам компании - не единичный случай. "В наш профсоюз входят коллективы крупных российских металлургических компаний. Таких, к примеру, как "Евразхолдинг". Эти компании также заявляют жесткие требования типа: минимальная зарплата должна быть не выше прожиточного минимума".

"Как показывает практика, все выступления профсоюзов заканчиваются договоренностями с работодателями. Вопрос - кто пойдет на уступки? Насколько мне известно, руководство "Норникеля" выполняет условия коллективного договора, поэтому те требования, которые выдвигают профсоюзы, больше похожи на шантаж", - считает Василий Николаев, аналитик ИК "Тройка Диалог".

Александр Агибалов, вице-президент ИК "Атон" допускает, что профсоюзы смогут довести дело до конца и объявить забастовку: "Обычно, по западной практике, это приводит к остановке предприятия. "Норильский никель" - крупный игрок на мировом рынке никеля, и остановка предприятия приведет к скачку цен. То есть, таким образом можно играть рынком, что на руку руководству "Норникеля".

Напомним, что доля "Норникеля" на мировом никелевом рынке достигает 23%. Внутренний конфликт на предприятии уже резко отразился на рынке: цена никеля на Лондонской бирже металлов (LME) выросла 20 января 2002 года на $160 - до $8,22 тыс. за тонну (+2,8%). Это высшая отметка цены никеля за два последних года.

Виктор Цукер,
"Агентство Конфликтных Ситуаций" (АКС)