Posted 30 августа 2003,, 13:06

Published 30 августа 2003,, 13:06

Modified 2 апреля, 10:59

Updated 2 апреля, 10:59

О Женщине - по-мужски

30 августа 2003, 13:06
Режиссер Станислав Говорухин снял фильм, при просмотре которого если не весь зал в целом, то его женская часть точно, нет-нет да и смахнёт набежавшую на глаза слезу.

Режиссер "мужских" фильмов (вспомните "Вертикаль", "Место встречи изменить нельзя", "Ворошиловский стрелок") Станислав Говорухин снял настоящий женский фильм, при просмотре которого если не весь зал в целом, то его женская часть точно, нет-нет да и смахнёт набежавшую на глаза слезу - настолько жёстко, а иногда даже жестоко представлена в картине судьба женщины.

Но на самом деле фильм "Благословите женщину" - не о тяжкой женской доле, а о любви, причем любви взаимной и всепоглощающей, преодолевающей на своем пути все преграды и ведущей человека по жизни. 17-летняя девушка Вера (её блистательно сыграла дебютантка Светлана Ходченкова), живущая с семьей тихо и уединённо около маяка близ Одессы, влюбляется в приезжего военного (Александр Балуев), выходит за него замуж и мотается по дальним гарнизонам, испытывая на себе не только все прелести военного быта, но и суровый характер мужа, который преподаёт ей первый урок семейной жизни: "Муж имеет право видеть жену умытую, улыбающуюся и довольную жизнью. Муж имеет право, придя с работы, получить обед, что бы ни случилось... хоть война. А жена имеет право быть любимой. Чего еще надо?". За всю долгую семейную жизнь (по фильму - 1935-1954 гг.) Вера ни разу не посмеет возразить мужу.

Станислав Говорухин, представляя фильм петербургской публике, заметил, что он не стремился показать, какой должна быть женщина. "Женщины бывают разными, я показал вот такую - покорную, мягкую, светящуюся любовью, - рассказал режиссер. - Вместе с этим мне хотелось изменить эстетическое воплощение женщины, у которой должны быть волосы, грудь, простите, задница, полные руки, а не одни ноги, как у нынешнего идеала женской красоты, продиктованного не вполне сексуально здоровыми людьми, правящими в модном и шоу-бизнесе".

По словам режиссера, поиски актрисы, которая смогла бы воплотить этот образ на экране, велись очень долго. "Светлана - "домашняя" девочка, из простой, небогатой семьи, - отметил Говорухин. - Я боялся только одного - что она не вытянет роль. Но, по-моему, всё получилось. Мы всей съемочной группой были искренне влюблены в Светлану". Режиссер уверен, что Ходченкова - новая звезда российского кино. "Из молодых у нас есть только Маша Миронова", - посетовал режиссер.

В фильме, кстати, представлены различные типы женщин. Подруга главной героини Маша Смолина (Ольга Березкина) - яркая, резкая, имульсивная, темпераментная. А известная актриса Маргарита Кунина, сыгранная Инной Чуриковой, - это идеал Актрисы с большой буквы, прототипом которой стала Фаина Раневская: небольшой эпизод с восклицанием "Лобзайте меня, лобзайте!" отсылает к знаменитому "Муля, не нервируй меня!".

Саму фразу "Лобзайте..." придумал партнёр Инны Чуриковой по эпизоду - "миллионер" Максим Галкин, которому досталась небольшая роль альфонса-прохиндея, в уме умножающего квадратные метры в пятикомнатной квартире престарелой прелестницы. "Галкин - это моё хулиганство, - "оправдывался" Говорухин. - Его появление на экране на премьере в Москве встретили аплодисментами. Он органично вписался в эту ретро-картину - у него именно "тот" типаж: лицо, волосы..."

Роль актрисы Куниной, стареющей и страдающей астмой, изначально предназначалась Алисе Фрейндлих. "Но Алиса Бруновна отказалась от роли в силу собственной занятости, - рассказал Говорухин. - Фрейндлих внесла бы в роль что-то своё, сказав ту или иную реплику только так, как умеет это делать она. И Чурикова, и Фрейндлих - это Актрисы". В фильме зрители увидят также Ирину Купченко и Александра Михайлова. На экране мелькнёт вице-чемпионка мира и Олимпиады по шахматам, 19-летняя москвичка Александра Костенюк. И даже сам Говорухин...

В экранной версии многое осталось за кадром, не уместившись в 114 минут. Фильм планируют показать по телевидению - скорее всего, как сказал режиссер, он появится на "Первом канале". И там будут, например, измена мужа и непростая карьера Веры в гостинице, которые "вырезаны" из полной 4-часовой версии.

Большая часть фильма снималась под Одессой - "родным" городом главной героини. Говорухин с благодарностью отмечает правительство Москвы и Министерство культуры РФ, выделившие деньги на съемки. "Мы снимали кадры там, где это и должно происходить "в жизни": Одессу - в Одессе, восточный гарнизон - в Забайкалье, север - на севере", - рассказал режиссер. "Городские" сцены были отсняты в Москве - на улицах города, в метро, на Красной площади, на воссозданных "мосфильмовских" натурных прудах и в павильоне N6 "Мосфильма".

Кроме того, для съемок одного из эпизодов на Красной площади в Москве были задействованы тринадцать ретро-автомобилей из уникальной коллекции Автотранспортного цеха "Мосфильма". Но сам режиссер говорит, что в фильме главное - не те "детали", о которых можно размышлять в ретро-контексте, а атмосфера 1930-х-1950-х годов, ощущение которых воссоздается не столько чёрно-белыми титрами-датами, сколько всем психологизмом картины.

"Я снял картину о потерянном поколении наших мам и ваших бабушек, - сказал режиссер. - О забытом, униженном и оскорбленном поколении, не получающем сейчас даже элементарного уважения. Я посвятил картину им, и знаю, что она вряд ли будет интересна "дискотечной" молодёжи, для которых март 1940 года - ничего не значащая дата". В подтверждение этих слов - посвящение фильма и его главная идея - бесконечная любовь матери и женщины.

Ольга Осиновская, ИА "Росбалт"