Posted 23 октября 2003,, 09:16

Published 23 октября 2003,, 09:16

Modified 2 апреля, 09:41

Updated 2 апреля, 09:41

Павел I реабилитирован посмертно

23 октября 2003, 09:16
В Санкт-Петербурге публике был представлен фильм "Бедный, бедный Павел". "Я снимал кино о человеческой трагедии", - говорит режиссер картины Виталий Мельников.

Режиссер Виталий Мельников представил в Петербурге свою новую работу - фильм "Бедный, бедный Павел", приуроченный к 300-летию Санкт-Петербурга. На съемки картины, в которой повествуется о судьбе российского императора Павла I, о заговоре против него и убийстве самодержца, Министерством культуры РФ был выделен 1 миллион долларов. Киностудия "Ленфильм" также потратилась на аналогичную сумму. В результате получилась эпохальная картина, события которой, разворачивающиеся в Петербурге на рубеже XVIII-XIX веков, многим зрителям невольно напоминают современность.

"Я снимал кино о человеческой трагедии, не задумываясь о значимости картины в историческом контексте, - заявил на пресс-конференции, предшествовавшей премьере фильма "Бедный, бедный Павел", режиссер Виталий Мельников. - Тем более я не думал о дне сегодняшнем. Но многое в российской истории развивается по кругу, события повторяются по спирали, а потому параллели с настоящим получились сами собой".

По словам режиссера, съемки проходили в мистической обстановке. "По сюжету фильма мы должны были снимать строящийся Михайловский замок, и это должно было выглядеть убедительно, - рассказывает Мельников. - Думали-гадали, как это сделать, уже готовы были перенести сцены в интерьеры замка, но тут грянула предъюбилейная реконструкция, за короткое время Михайловский замок превратился в стройку, был вскрыт фундамент, везде появились строительные леса. Только мы отсняли материал, как растаял снег, и вся иллюзия стоящегося здания пропала".

В фильме еще много того мистического и тайного, что до сих пор окружает фигуру самого загадочного российского самодержца. "Когда-то Наполеон назвал императора Павла "русским Гамлетом", - говорит Мельников. - И я не знаю ответ на вопрос, какой правитель был бы в то время нужен России, потому показываю Павла I как человека, со всеми его эмоциями и поступками, а если возникала какая-то более масштабная многозначность - я только рад этому".

"Я заболел, играя Павла! - эмоционально восклицает исполнитель главной роли Виктор Сухоруков. - Историки рассказывают про какие-то кашне и табакерки, которыми якобы было совершено убийство, а на самом деле цирюльники два дня не моги собрать даже лица императора, на похоронах на Павла нахлобучили какую-то шапку, так что невозможно было разглядеть лица, а саркофаг поставили так высоко, что увидеть тело не представлялось никакой возможности. Неужели все эти следы, которые так неуклюже скрывали, нанесены шарфом?!".

Роль "антипода" главного героя - главаря заговорщиков графа Палена - исполняет Олег Янковский, отметивший, что на съемочной площадке царил дух единения. "Нас всех захватил процесс, мы увлеклись, нас объединяла одна и та же цель, мы даже думали едино - и это было радостно", - рассказал актер. "На самом деле Олег Иванович всё время ходил по съемочной площадке, курил свою трубку и лишь жестами - одобряющими или нет - корректировал происходящее, - добавляет Сухоруков. - Однажды я выхожу в мундире Павла, весь затянутый-перетянутый, а Янковский смеётся: "Молодой Смоктуновский!", а я в ответ: "А до старого мне не дожить!".

Сухоруков настолько вжился в роль, что говорит о Павле в первом лице. "Не верьте тому, кто скажет, что я забаррикадировал дверь в спальню и прятался за каминной доской в ночь убийства! Ничего этого не было!, - почти кричит актёр. - Не было потому, что я знал о заговоре, знал, кто сейчас войдет в дверь, и ждал, что вот-вот это случится: войдет человек, которому я доверял больше, чем себе, который в курсе всего происходящего, который распоряжается даже императорской гербовой печатью. Войдет и укажет на заговорщиков, прекратит весь этот фарс. Но этого не происходит - тот, кому я настолько доверял, предаёт меня.
Чем дальше в фильме развивались события, тем больше я, человек аполитичный, пытался понять, почему между близкими, родными людьми происходят самые страшные предательства! Это в наши годы мы, воспитанные в духе атеизма, не придаём значения таким вещам, как предательство, а в те годы люди жили в вере! "Бедный, бедный Павел" - фильм о предательстве".

Съемки картины проходили в Гатчине, Пушкине и Павловске, некоторые сцены снимались на дамбе, свою роль исполняет и Санкт-Петербург, представший в фильме застывшим и холодным, враждебным Павлу городом, от которого тот бежит, пытаясь укрыться в своём замке.

Великолепны костюмы Ларисы Конниковой, напоминающие своей пышностью и блеском карнавальные и настолько не свойственные нынешнему аскетичному "Ленфильму". А, по признанию самого режиссера, "женский" актёрский состав (Мария Федоровна - актриса Оксана Мысина, Анна Лопухина - актриса Юлия Маврина) был взят на роли вообще без проб, что никак не отразилось на картине.
"Мои женщины великолепны!", - констатирует "Павел I".

Несмотря на то, что официальная премьера "Бедного, бедного Павла" состоялась только 22 октября, фильм уже был показан на нескольких кинофестивалях и успел получить немало наград: он отмечен главным призом Международного фестиваля продюсерского кино России и Украины в Ялте, на "Кинотавре" получил приз за музыку, написанную для фильма петербургским композитором Андреем Петровым. Кроме того, на кинофестивале в Благовещенске фильм получил три награды: за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и приз от губернатора Амурской области.

"Бедный, бедный Павел" был также представлен в Венгрии в рамках Недели российского кино, а вскоре ему предстоит побывать в Нью-Йорке на ретроспективном показе, посвященном 85-летию "Ленфильма". Единственный просмотр в Москве состоялся 27 августа - в День российского кино - в столичном Доме кино. "Фильм был принят великолепно! - считает Виктор Сухоруков. - Показ прошел в полной тишине и ведре слёз, после чего - в бурных аплодисментах".

Киноповествование о человеческой драме императора Павла начинается оптимистичными словами главного героя - "Настали времена правления мужеского и рыцарского!", ведёт зрителя сквозь череду доносов, лжи и предательства, представляя на суд зрителя одну из самых мрачных страниц российской истории, и заканчивается словами "злого духа" Палена, возвращающегося после убийства императора и разговаривающего с возницей: "А потом будет двадцатый век...". "А что потом?", - интересуется тот.
А потом будет век нынешний, в котором зритель фильма "Бедный, бедный Павел" сможет увидеть в убитом два века назад императоре несчастного, всеми обманутого человека.

Ольга Осиновская, ИА "Росбалт"