Posted 7 февраля 2004,, 10:09

Published 7 февраля 2004,, 10:09

Modified 2 апреля, 08:53

Updated 2 апреля, 08:53

Туризм как образ жизни

7 февраля 2004, 10:09
В странах Европейского Союза туризм создает каждое 7-е рабочее место, в РФ пока что - всего лишь каждое 300-е. Для настоящего "туристического бума" в России еще многое предстоит сделать...

Национальная Академия туризма в конце января отметила в Петербурге свой 10-летний юбилей. Представители различных регионов России, собравшиеся в Северной столице, обсуждали настоящее и будущее своей отрасли. Все были согласны с тем, что туристическая сфера в последнее десятилетие в России бурно прогрессировала, однако для настоящего "туристического бума" еще многое предстоит сделать.


Туристическая индустрия динамично развивается сейчас как в крупных российских центрах, таких как Москва и Санкт-Петербург, так и в регионах - на Алтае, в Сибири, Поволжье, Центральной России. Как отмечают специалисты турбизнеса, в целом в последние годы произошла переориентация многих туристических направлений и возрастание доли внутреннего туризма.
Отмечено, что с каждым годом повышается спрос на культурный туризм, то есть поездки с целью ознакомления с культурными достопримечательностями, тогда как еще несколько лет назад среди туристических направлений лидировали деловой туризм и так называемый 'тур-шоппинг'.

Успешное развитие туризма оказывает большое влияние на ключевые секторы экономики: транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров и др. При этом, на фоне благоприятных перспектив этой отрасли, очевидны и некоторые объективные минусы 'туристического бума': ярко выраженная сезонность, перегруженность аэропортов, вокзалов и гостиниц, а также объектов культурного наследия, что снижает качество восприятия (а проще говоря, портит впечатление) и наносит определенный урон историческим памятникам и экологии.

В то же время, президент Национальной Академии туризма Юрий Кузнецов отмечает, что 'туристический бум' способствует развитию стран и территорий, увеличивает число рабочих мест и возможностей дополнительного заработка. Например, в странах Европейского Союза туризм создает каждое 7-е рабочее место. В России пока - всего лишь каждое 300-е. Кстати, в Санкт-Петербурге, претендующем на звание "туристической столицы" России, только 5% населения заняты в сфере туризма.

Помимо прочего, в России 'необходимо развивать и социальный туризм', убежден Юрий Кузнецов. По его словам, социальный туризм откроет возможности для путешествий людям с невысоким материальным доходом. Ведь в настоящее время отечественные курорты доступны только состоятельным российским туристам, что 'еще более углубляет социальную напряженность в обществе'.

Это произошло, во-первых, из-за длительного отсутствия финансирования российских курортов со стороны государства и профсоюзов. А во-вторых, приватизация курортных учреждений сама по себе способствовала их ориентации прежде всего на "дорогих" клиентов, в ущерб всем остальным. Президент НАТ видит пути решения этой проблемы не только в дальнейшем существовании льготных путевок, но и в развитии других, более современных вариантов компенсации расходов граждан на курортный отдых.

На пути цивилизованного становления туристской отрасли России обозначен еще один важный шаг - формирование принципов и политики финансовых гарантий туроператорской деятельности. Аналогичные финансовые гарантии есть в США, Франции, Германии, Испании, Израиле. Однако, никакие методы страхования этой ответственности при настоящем состоянии страхового дела в России не могут стать залогом защищенности прав потребителя-туриста. Гарантия реально может быть обеспечена только наличием собственности, которой у большинства туристических фирм РФ сегодня просто нет. По мнению Юрия Кузнецова, привлечение отечественных инвестиций в развитие гостиничной индустрии и транспортных систем - это принципиально новое и единственно правильное решение данной проблемы.

Как считает президент НАТ, 'человек XXI века больше не будет жить ради того, чтобы трудиться, он будет работать ради того, чтобы хорошо жить. Социологи предсказывают, что отпуск через 10-15 лет будет длиться 2-3 месяца'. И туризм станет не столько отдыхом, сколько образом жизни и важнейшим средством расширения возможностей общения людей между собой.

Ксения Шмыгова. Санкт-Петербург