Posted 18 февраля 2004,, 12:15

Published 18 февраля 2004,, 12:15

Modified 2 апреля, 08:48

Updated 2 апреля, 08:48

При возведении 'Трансвааль-парка' кто-то очень торопился

18 февраля 2004, 12:15
По мнению специалистов, нарушения при строительстве аквапарка в Ясенево могли быть результатом спешки и проблем с экспертизой. Полтора года, за которые был построен 'Трансвааль-парк', - слишком короткий срок для такого сложного сооружения.

Госстрой России направил инспекцию на столичные объекты, аналогичные аквапарку в Ясеневе ('Трансвааль-парку'). К 'аналогичным', по словам главы Госстроя Николая Кошмана, относятся спортивно-развлекательные центры, рынки, фитнес-клубы. Цель акции - проверить качество материалов и строительства, соблюдение норм строительно-монтажных работ и проектирования подобных сооружений, а также правил эксплуатации зданий, имеющих большие по площади стеклянные перекрытия. Эта инициатива распространена и на другие города. Так, Северо-Западная дирекция Госстроя начала проверку прочности конструкций крупных зрелищно-развлекательных сооружений в Санкт-Петербурге.

Своим мнением по поводу причин трагедии в московском аквапарке поделился с корреспондентом 'Росбалта' генеральный директор ЗАО 'НПО 'Геореконструкция - Фундаментпроект' Алексей Шашкин (Санкт-Петербург).


А была ли экспертиза?

- Как известно из сообщений СМИ, 'Трансвааль-парк' построен за 1,5 года. Такая спешка создает предпосылки для нарушений.

Проектирование включает два этапа работ: 'стадию проекта' и 'стадию рабочей документации'. Первая стадия, в свою очередь, включает разработку концепции здания и ее экспертизу. Вторая стадия - это последовательная детализация отдельных частей строения. Допускается начало строительных работ на второй стадии проектирования.

Сложный (большепролетный) объект, подобный 'Трансвааль-парку', требует минимум 9 месяцев только на первый этап проектирования. Прибавим к этому три месяца - на согласование всей необходимой документации с чиновниками (это фантастически короткий срок, но допустим). Итого получаем год. То есть, собственно на строительство остается всего полгода даже при 'попутном ветре'. Для уникального здания, которым являлся московский аквапарк в Ясенево, это немыслимо короткие сроки. Хотя современные технологии позволяют делать чудеса, думаю, что в данном случае было не чудо. У нас нередко здание уже подводят под крышу, а его концепция еще не прошла экспертизу. Между тем, экспертиза нужна для того, чтобы выявить ошибки проектирования. Если документы эту стадию не проходят, вероятность ошибки возрастает.

Что касается наличия строительных нормативов для объектов, подобных 'Трансвааль-парку' - вопрос интересный. Все уникальные сооружения выбиваются из СНиПов. А по-другому и быть не может. Нормативы - это усредненные цифры и доступные рядовым инженерам расчеты, которые позволяют смоделировать стандартные строения. Проектирование большепролетных конструкций возможно только с помощью численных методов и компьютера. И если на рядовых объектах есть опыт, накопленный не одним десятилетием, то на уникальных - всегда учишься.

В фирме "Киселев и партнеры", которая занималась проектированием аквапарка, специалисты очень высокого класса. Их квалификация не вызывает сомнения. Настораживает другой факт - куполом занимался другой подрядчик. При проектировании столь сложного объекта его 'разрывание на куски' между подрядчиками - это очень опасный фактор. Думаю, что кто-то очень подгонял работы и этот 'кто-то' ввел параллельного подрядчика.

В Санкт-Петербурге нет большепролетных объектов, которые надо немедленно обследовать в связи с трагедией в Москве. Тем не менее, ни Ледовому дворцу, ни Юбилейному, ни СКК не помешала бы организация мониторинга. Согласно европейским нормам, на подобных объектах контроль усилий и деформаций конструкций обязателен.

Не тем путем идем

- За рубежом государственной экспертизы нет. Там между участниками строительного процесса совершенно иные взаимоотношения.
Есть инвестор. Чтобы он имел право вложить свои средства в строительство, инвестор должен застраховать свои риски. Более того, он имеет право привлекать в качестве подрядчиков только застрахованные фирмы. Вот тут 'на сцене' и появляется страховая компания. Поскольку она больше всех заинтересована в том, чтобы страховой случай не наступил, то в качестве ее экспертизы вряд ли можно сомневаться - она заложит достаточный запас прочности по несущей способности всех конструктивных элементов строения.

У нас с государственной экспертизой дела обстоят по-другому. Я уважаю наших экспертов - они совершают героическую работу. Но государство из года в год на них всё больше экономит, сокращая их численность и перегружая тем самым работой.

К тому же наши строительные нормативы отличаются необоснованной 'экономностью'. Так, если коэффициент запаса по несущей прочности свай в евронормах составляет 2, то в наших - лишь 1,2.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что последние десятилетия в России снижается уровень проектирования. Теряется правопреемственность кадров. Это трагедия российской школы проектировщиков. Да, в вузах страны продолжают вести соответствующие дисциплины, но ни один институт не учит проектированию - это постигается только в процессе опыта.

Беседовала Ирина Кравцова, ИА "Росбалт"