Posted 30 марта 2004,, 10:19

Published 30 марта 2004,, 10:19

Modified 2 апреля, 08:27

Updated 2 апреля, 08:27

Нелегальные мигранты: преступники или жертвы?

30 марта 2004, 10:19
По оценкам независимых экспертов, на территории России постоянно или периодически трудятся около 5 млн. нелегальных мигрантов. Россия выходит на второе после США место по использованию нелегальной рабочей силы...

По оценкам независимых экспертов, на территории России постоянно или периодически трудятся около 5 миллионов нелегальных мигрантов. Россия выходит на второе после США место по использованию нелегальной рабочей силы. Сегодня эти цифры вызывают особую тревогу, ведь вместе с нелегальными трудовыми мигрантами в страну могут проникать и экстремисты.


Приток нелегальной иммиграции из ближнего зарубежья начался с появлением этого самого 'зарубежья' в 1991 году (распад СССР). Параллельно росло количество нелегалов, прибывающих и из стран вне пределов бывшего Советского Союза. Для одних Россия стала транзитным пунктом на пути в Европу, для других - а таких сегодня большинство - пунктом назначения. Сегодня, по приблизительным оценкам экспертов, на территории страны находится более 5 миллионов нелегалов. Россия вплотную приблизилась ко второму - после США - месту по использованию нелегальной рабочей силы.

Чем же так привлекает мигрантов страна, которая сама всё еще очень далека от процветания?
В первую очередь, своим географическим положением - на перекрестках Европы и Азии. Немаловажную роль играет и 'свобода доступа' - в достаточной степени прозрачная граница с бывшими собратьями по Союзу, пересекая которую, нелегалы пытаются надеятся добраться до сытой Европы или заработать на пропитание на просторах России. Ведь уровень жизни в России все-таки выше, чем в ряде стран Средней Азии, а миграционное законодательство во многом недоработано.

Всё это учитывают и представители криминала, занявшие свою нишу в бизнесе по перевозке и эксплуатации нелегальных мигрантов. Сам состав российского криминального мира говорит о многом. Так, российское сообщество 'воров в законе' сегодня многонационально: примерно 33% приходится на славян, 32% лидеров криминального мира представлено грузинами, 8% составляют армяне и 5% - азербайджанцы, остальные 22% - представители народностей Большого Кавказа и Средней Азии. Немалые деньги отцы криминального мира зарабатывают и на нелегальной миграции.

По оценкам экспертов, нелегалы из стран СНГ ежегодно увозят из России около 4 миллиардов долларов. Только грузинские гастарбайтеры привозят на родину, по самым скромным оценкам, около 1 млрд. дол. Можно заметить, что это значительно превосходит суммы финансовой помощи, предоставляемой Грузии США.
И всё равно речь здесь идет только о тех деньгах, которые заработаны трудовой деятельностью нелегальных работников. Оценить доходы криминальных групп, контролирующих бизнес по переправке мигрантов, а также другие виды преступной деятельности, где могут быть задействованы иностранные граждане, существенно сложнее.

Впрочем, есть данные Международной комиссии по контролю за незаконным оборотом наркотиков ООН. Согласно этим данным, в 2003 году, оборот международной наркомафии составил 1,5 триллиона долларов. Россия в нынешнее время занимает лидирующие позиции в мировом наркотрафике, и объем 'российской части' оценивается не менее, чем в 7-8 млрд. дол.

То, что строительные площадки и рынки российских городов наводнены нелегалами, легко объясняется дешевизной приезжей рабочей силы. Сегодня российская экономика переживает подъем, между тем во многих бывших республиках СССР - по-прежнему кризис и безработица. Однако иностранные рабочие становятся значимым фактором в развитии не только российской легальной экономики, но и теневой, в которой этнические, клановые, семейные связи в некоторых случаях могут играть существенную роль. Мигрантов используют в качестве дешевой рабочей силы, проституток, курьеров для доставки наркотиков.

По данным правоохранительных органов, в настоящее время только в Москве и Подмосковье проживает, по приблизительным оценкам, около 700 тысяч иностранных БОМЖей, из них около 200 тысяч - выходцы из стран дальнего зарубежья, около полумиллиона - нелегалы из стран бывшего СНГ.

Сходная картина наблюдается и в Санкт-Петербурге, где сегодня, по разным оценкам, проживает от 20 тыс., по официальным данным, до 140 и даже 200 тыс., по неофициальным данным, нелегалов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

По данным демографов, уже сегодня 15% жителей региона исповедуют ислам. На конец 2003 года, в регионе, по данным социологов, проживает около 600 тыс. татар, 300 тыс. азербайджанцев, 100 тыс. таджиков, около 17 тыс. чеченцев и 20 тыс. представителей различных национальностей Дагестана. Каждый год латентная миграция представителей центральноазиатских республик бывшего СССР, а также Большого Кавказа в регионе составляет около 20 тысяч человек.

Основные причины приезда - это обучение, коммерческая деятельность, смешанные браки, работа на хозяйственных объектах города и области. Представители исламских диаспор менее всех подвержены процессам социальной и общественной ассимиляции, придерживаются своих традиционных жизненных устоев. Нельзя исключать, что радикально настроенные их представители стремятся затеряться в общей массе своих соотечественников и пропагандируют экстремизм в среде единоверцев.

Однако сами представители землячеств, многие из которых имеют долгую историю (например, татарское землячество в Санкт-Петербурге насчитывает примерно столько же лет, сколько и сам город, а первая армянская церковь в Москве была построена еще в начале XV века), в нарушении равновесия совершенно не заинтересованы, более того - нуждаются в первую очередь в стабильности. Группам же экстремистского толка, которые могут полностью нарушить уже отлаженную систему бизнеса, в сущности, жизнь представителей их соотечественников в российских городах малоинтересна - разве что с точки зрения финансовой подпитки их деятельности. В результате, представители бизнеса внутри этнических общин, со своей стороны, стараются не допустить распространения исламистского экстремизма, чтобы в дальнейшем не оказаться 'меж двух огней'.

В наиболее трудном положении оказываются молодые представители этнических меньшинств. Они попадают под двойной пресс. С одной стороны, криминальные структуры, пытаются вовлечь их в наркобизнес, торговлю оружием, рэкет, кражи автомобилей. С другой стороны, они попадают под идеологическую обработку мусульманских радикалов. Всё это грозит дестабилизацией межэтнических отношений в регионе, тем более, по данным социологов, последнее время отмечается рост 'бытового национализма'.

Правоохранительными органами только за 2003 год в Санкт-Петербурге зарегистрировано около 1200 преступлений, совершенных нелегальными мигрантами, и более 180 - в Ленинградской области. В то же время в отношении иностранных граждан в Санкт-Петербурге совершено около 500 преступлений. Однако ясно, что нелегальные мигранты обычно не обращаются за помощью к правоохранительным органам, опасаясь - и не без оснований - высылки на родину. Поэтому высоким здесь остается уровень скрытой преступности.

Решить проблему миграции и все сопряженные с ней криминальные и этнические проблемы можно лишь совместными усилиями многих и многих людей - представителей разных ветвей и уровней власти, представителей общественности. И заниматься этим нужно сейчас. Завтра будет поздно!