Posted 5 апреля 2004, 07:17
Published 5 апреля 2004, 07:17
Modified 2 апреля 2024, 08:25
Updated 2 апреля 2024, 08:25
До 6 апреля федеральным министрам, руководителям федеральных служб и федеральных агентств необходимо сообщить, от какой работы они готовы отказаться самостоятельно.
Перед ними стоит непростая задача: определить, какие функции, закрепленные за их ведомствами, являются лишними. После чего Минэкономразвитию РФ до 10 апреля 2004 г. необходимо представить в Правительство уточненный перечень избыточных, дублирующих друг друга функций для рассмотрения Межведомственной комиссией по вопросам системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, Герман Греф, участие которого в подготовке административной реформы до подключения к ней вице-премьера Алёшина в кабинете Касьянова сводилось к подсчету избыточных функций министерств, сможет на практике показать результат своей работы.
Отказаться от ряда 'ненужных' функций, увеличившихся за счет сокращения министерств, - действительно непросто. Ведь они не столько придают вес, сколько удовлетворяют собственные интересы. До сих пор озвучивались только дополнительные функции, которые появились у ряда ведомств. Первые же попытки их сокращения в прошлом году оказались неудачными. Реформа по Алёшину не дала существенных результатов, каждый министр стремился указать на соседа, оставив свою структуру без изменений.
В декабре прошлого года Правительство РФ приняло решение об упразднении 500 избыточных функций федеральных органов исполнительной власти. Эти функций затрагивали деятельность МВД, Минпромнауки, Министерства по антимонопольной политике, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и ряда других ведомств.
Кроме формальных функций, которые либо не осуществлялись, либо не имели значимых последствий для экономики и жизни страны, есть в этом списке и несколько достаточно важных для населения и развития малого бизнеса. Их упразднение дало бы серьезный социально-экономический эффект. Например, функция МВД, связанная с наделением милиции правом приостанавливать деятельность торговых предприятий в досудебном порядке в случае обнаружения нарушений режима торговой деятельности, а также передача прав на проведение техосмотра автомобилей коммерческим организациям... Или упразднение у Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг функции лицензирования саморегулируемых организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг.
У Минпромнауки можно упразднить около 10 функций, связанных с регистрацией, контролем, надзором за деятельностью финансово-промышленных групп. В то же время, наличие некоторых функций, закрепленных законодательно, даже если они и не исполняются, при 'грамотном' подходе можно использовать в своих интересах. Например, такие функции, как назначение аудиторской проверки финансово-промышленных групп, получение любой информации по вопросам текущей деятельности, получение годового отчета, принятие решения о ликвидации ФПГ...
Но в связи с упразднением ряда функций могут появиться проблемы системного характера. В их числе: механизм передачи избыточных функций, системы аккредитации и сертификации, отмена лицензирования, приостановление деятельности предприятий только через судебные органы, недопущение воссоздания на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований госфункций, признанных избыточными на федеральном уровне.
Анализ же проблемных и конфликтных функций и достижение согласия между ведомствами по этим вопросам может осуществить только надведомственный орган в виде Комиссии по административной реформе. Иными словами, структура во главе с Дмитрием Козаком. Эта Комиссия сможет взять на себя работу по устранению непреодолимых межведомственных разногласий. В чем необходимый опыт у Козака, безусловно, есть.
Следующие шаги в этой области: до 20 апреля должны быть внесены в Правительство Российской Федерации проекты соответствующих положений о федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах. Затем Минюст приступит к разработке перечня нормативных правовых актов, подлежащих изменению в связи с уточнением функций федеральных органов исполнительной власти.
И всё это, по словам Михаила Фрадкова, для того, чтобы 'сделать работу понятной и прозрачной, чтобы руководители всех уровней власти отчетливо осознавали свою ответственность за подготовку и принятие решений'.
Елена Панова, ИА "Росбалт"